Бенин / Особенности судебной власти
Судебная власть независима от двух других ветвей власти. Её осуществляет Верховный суд, суды и трибуналы. Высший совет судебной власти является дисциплинарным судом для судей. Судьи назначаются президентом, кандидатуры предлагает Министерство юстиции после представления заключения Высшего совета судебной власти.
Высшие органы судебной власти в Бенине — Конституционный суд, Верховный суд, Высший суд юстиции.
Конституционный суд (КС) — высшая инстанция по конституционному праву. КС принимает решение по конституционности законов и гарантирует защиту гражданских прав и свобод человека. КС состоит из семи членов, назначаемых на 5 лет (могут быть назначены повторно лишь один раз): четырёх назначает бюро Национального собрания, трёх — президент. КС в обязательном порядке принимает решение о соответствии конституции законов, в том числе конституционных, до их обнародования, внутренних регламентов Национального собрания. В случае возникновения конфликта между государственными институтами КС принимает решение, к ведению какого института относится тот или иной вопрос. КС контролирует соблюдение закона в ходе выборов и заверяет результаты голосования.
КС Бенина построен в соответствии с двумя институциональными моделями: французского Конституционного совета, который контролирует законность проведения выборов, и немецкого Конституционного суда, который призван защищать фундаментальные права и свободы граждан. Однако специфика КС Бенина заключается в том, что если европейские модели, как правило, предполагают, что конституционные суды защищают права человека только в том случае, если рассматриваемый ими нормативный акт нарушает эти права или если все остальные законные способы защиты прав уже были использованы, то конституция Бенина (ст. 51) даёт гражданам возможность напрямую обращаться к КС в случае нарушения их прав. Всего с 1991 по 2002 годы КС вынес 350 решений по вопросам защиты прав человека; большинство этих решений было вынесено по жалобам граждан на деятельность тех или иных госорганов. В целом, по мнению независимых обозревателей, КС сохраняет политическую независимость и эффективность. Можно предположить, что во многом это связано с тремя институциональными особенностями этого органа.
Во-первых, назначение председателя КС, который осуществляет процедурный контроль и готовит доклад по каждому решению, является прерогативой самих членов суда. Во-вторых, конституция устанавливает, что КС должен вынести решение по обращению с жалобой на нарушение прав человека в течение 15 дней после того, как поступила жалоба. В-третьих, независимость КС поддерживается предоставленным конституцией суду правом самостоятельно выбирать нормативно-правовые акты для проведения экспертизы их соответствия конституции.
В то же время эксперты критикуют практику работы КС в Бенине, в частности, исполнение им функции контроля над законностью проведения выборов. Так, в 2001 году КС провозгласил результаты выборов без учёта голосов избирателей в провинции Моно (9,69 % от общего числа поданных голосов).
Верховный суд (ВС) — высшая судебная инстанция в государстве. К компетенции ВС также относятся вопросы законности проведения местных выборов. Решения ВС не подлежат обжалованию, обязательны к исполнению исполнительной, законодательной властью и всеми инстанциями. Председатель ВС назначается сроком на 5 лет президентом после вынесения заключения по его кандидатуре председателем Национального собрания и может быть повторно назначен лишь один раз.
Высший суд юстиции — орган, который состоит из членов КС, за исключением его председателя, шести депутатов, избранных Национальным собранием, и председателя ВС. Высший суд юстиции может судить президента, членов правительства в случае государственной измены или совершения ими правонарушений в ходе или в связи с исполнением своих полномочий.
← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Западная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Доколониальный этап
- Колониальный этап
- Постколониальный этап
- Нацие- и государствообразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1972–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 30 апреля 2011 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Бенина в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2011 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП Бенина, по данным Всемирного банка в 2009 году
- Основные показатели экономики в 1990–2009 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Бенина в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2004–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В этой книге читатели вместе с автором совершат увлекательное путешествие по ...