Перу / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
Перу — аграрно-индустриальная страна. Основные отрасли экономики ориентированы на внешний рынок. Сильная зависимость Перу от внешнеэкономической конъюнктуры приводила к тому, что относительно высокие темпы роста национального хозяйства страны приходились на периоды высоких цен на экспортные товары (главным образом продукцию горнодобывающей и рыбной промышленности), но их падение вызывало долгосрочный спад. Серьёзной проблемой для экономики является высокий внешний долг. В 1970-е годы проводилась политика национализации, жёсткого контроля над экспортными отраслями и иностранными инвестициями. Несмотря на рост уровня жизни населения, большинство долгосрочных проектов провалились, что привело к падению леворадикального военного режима в Перу.
В 1980-е годы новое гражданское правительство Белаунде Терри проводило неолиберальную экономическую политику, закончившуюся неудачей, так как на начало 1980-х годов пришёлся пик кризиса долговых платежей в Латинской Америке. Президент Гарсиа Перес (первое президентство — 1985–1990 годы) прибегнул к неокейнсианским экономическим мерам (увеличение расходов правительства при ограничении выплат по долговым обязательствам), однако результатом стала гиперинфляция, падение ВВП и высокий дефицит бюджета.
Курс правительства Фухимори с начала 1990-х годов на либерализацию экономики способствовал началу её быстрого подъёма. Важнейшими ориентирами нового экономического курса стали: макроэкономическая стабилизация, либерализация торговли и финансовой деятельности, банковского и телекоммуникационного секторов, пенсионной системы, электроэнергетики, ряда объектов транспортной инфраструктуры, проведение налоговой реформы, поощрение конкуренции, модернизация системы государственного управления. Были приватизированы горнодобывающая, энергетическая отрасли, а также предприятия связи. Однако макроэкономические успехи сопровождались падением уровня жизни населения.
На экономику Перу оказал разрушительное влияние экономический кризис 1997 года, затронувший развивающиеся страны. Рост экономики возобновился только в 2001 году. После падения диктатуры Фухимори последующие президенты не отказались от неолиберального экономического курса, хотя некоторые социальные программы были возрождены. Президент Гарсиа Перес во время второго президентства (с 2006 года) выдвинул идею создания частно-государственных партнёрств в ключевых отраслях экономики. В настоящее время правительством взят курс на увеличение государственных расходов, развитие аграрного сектора и туризма, поощрение экспорта, привлечение частных инвестиций, поддержку национальных производителей.
Экспорт продукции горнодобывающей промышленности (прежде всего меди) продолжает оставаться основным источником поступления доходов в бюджет.
В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2010 года, Перу названо страной с экономикой «высокого среднего дохода» (upper middle income). Также в классификации Всемирного банка Перу определено как страна — заёмщик МБРР, что позволяет ему получать несвязанные (благодаря платёжеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.
В рейтинге конкурентоспособности экономик мира Перу в 2009–2010 годах занимает 78-е место (из 133) с показателем 4,01 балла.
По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 год): руды, шлаки, зола (27,53 %); жемчуг, драгоценные камни, металлы, монеты (20,06 %); медь и изделия из неё (10,18 %); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (9,12 %); текстильные и кожевенные изделия (5,20 %); фураж, отходы пищевой промышленности (4,81 %); кофе, чай, мате и специи (2,51 %); рыба и морепродукты (1,34 %); жиры и масла животного и растительного происхождения и др. (1,23 %); овощи и корнеплоды (1,22 %); фрукты, орехи и др. (1,21 %); олово и изделия из него (1,14 %); цинк и изделия из него (1,12 %); неорганические химикаты, соединения драгоценных металлов, изотопы (1,03 %); пластмассы и изделия из них (1,00 %); свинец и изделия из него (0,85 %) и др.
По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 год): энергосиловое оборудование (16,59 %); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (14,96 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (10,95 %); электрическое и электронное оборудование (9,44 %); чугун, сталь и изделия из них (8,94 %); пластмассы и изделия из них (4,93 %); зерновые культуры (3,83 %); удобрения (2,02 %); древесная целлюлоза, отходы деревообработки и др. (1,88 %); жиры и масла животного и растительного происхождения и др. (1,75 %); оптические, фотографические, технические, медицинские и др. приборы (1,72%); органические химикаты (1,51%); каучук и изделия из него (1,42 %); фармацевтическая продукция (1,19 %) и др.
Основные внешнеторговые партнёры — США, Китай, Чили, Канада, Швейцария, Бразилия, Эквадор, Колумбия, Аргентина, Венесуэла.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Доколониальный период в истории Перу
- Колониальный период и борьба за независимость
- Перу после обретения независимости
- Перу в 1930–1940-е годы
- Перу в 1950–1960-е годы
- Революционное правительство (1968–1975 годы)
- Гражданское правление в 1980–1990-е годах
- Восстановление демократического правления
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1975–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Конгрессе по итогам выборов 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Перу в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Перу в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Эта книга — рассказ о путешествиях в неведомое от древнейших времён до наших дней ...