Панама / Протекторат США

Несмотря на нестабильную политическую обстановку, США сохраняли интерес к постройке канала в регионе. В 1901 году Великобритания согласилась уступить США право на постройку канала в случае, если США будут гарантировать его нейтралитет. В январе 1903 года был подписан договор, по которому США получали концессию на 100 лет (с правом продления) на строительство канала на Панамском перешейке и право свободно пользоваться всеми портами. Договор вызвал возмущение общественности Колумбии и был отклонён колумбийским сенатом, так как он нарушал суверенитет страны над Панамским перешейком. Решение парламента Колумбии способствовало усилению движения за независимость Панамы. Панамская элита вступила в тайные переговоры с США, в результате 2 ноября 1903 года в порт Колон вошёл американский крейсер, а 3 ноября была провозглашена независимость Панамы.

13 ноября США признали независимость страны. Филипп Бюно-Вариллья (панамец, представлявший интересы французской компании, сооружавшей канал) был назначен послом Панамы в США. Он составил Декларацию независимости и конституции Панамы и 28 ноября 1903 года заключил с США договор, по которому Панама фактически превращалась в протекторат США. США на бессрочной основе предоставлялась полоса земли шириной 10 миль (около 16 км), а также любая другая территория, необходимая для постройки канала, причём в договоре не говорилось о том, кто осуществляет государственный суверенитет над Зоной Панамского канала (ЗПК). В конституцию отдельными статьями были включены положения о том, что США являются гарантом независимости Панамы, а также о праве США на вмешательство во внутренние дела страны. Несмотря на унизительные для Панамы условия, договор и конституция были ратифицированы Панамой 2 декабря 1903 года.

Первая конституция Панамы была в основном скопирована с конституции США и учреждала пост президента (первым президентом стал Мануэль Амадор Герреро), а также однопалатную Национальную ассамблею, которая до 1946 года назначала трёх вице-президентов страны. Панама унаследовала существовавшую в Колумбии двухпартийную систему, основанную на противостоянии Либеральной и Консервативной партий. Но в Панаме эти партии не основывались на идеологии, а строились вокруг влиятельных лидеров, поэтому уже в начале 1920-х годов они распадаются на множество небольших партий. С момента образования центральное панамское правительство столкнулось с проблемой управления окраинными районами страны, прежде всего с индейским населением. Только в 1915 году удалось установить контроль над островами Сан-Блас, населёнными индейцами-куна. Однако в 1925 году они подняли восстание, которое удалось подавить только при помощи американских войск (правительство вынуждено было гарантировать куна широкую автономию).

Панамский канал сооружался в 1904–1914 годах. Помимо важной роли канала для развития экономики страны, а также политических последствий в виде постоянного военного присутствия США сооружение канала имело важное значение для борьбы с тропическими болезнями (прежде всего с малярией), от которых страдало население Панамы. Вопрос о праве США на вмешательство во внутренние дела Панамы становится ключевым вопросом как национальной политики, так и межгосударственных отношений до 1930-х годов. С 1903 до 1928 годы США пять раз вмешивались во внутриполитический процесс Панамы, причём во всех случаях по просьбе правительства или оппозиционной политической партии. В 1904 году США предотвратили военный переворот генерала Эстебана Уертаса, после чего в Панаме были распущены вооружённые силы. Однако полиция (как и входящая в неё Национальная гвардия) была сохранена. Под наблюдением американских военных контингентов проходили выборы 1908, 1912 и 1918 годов. Основные отрасли экономики Панамы контролировались американским капиталом, все внешние займы страны были также размещены в США.

К концу 1920-х годов США резко меняют свой политический курс по отношению к Панаме (и к другим странам Центральной Америки, но в меньшей степени). В 1928 году конгресс США принимает «доктрину невмешательства», которая впервые была «применена» на практике в 1931 году: США отказались предоставить помощь президенту Панамы Аросмене, который был свергнут в результате военного переворота. Политика невмешательства нашла своё продолжение в курсе Франклина Делано Рузвельта на развитие добрососедских отношений с государствами региона («политика доброго соседа»). В 1936 году был заключён новый договор, регулирующий статус Зоны Панамского канала (ЗПК) и принципы взаимоотношений между США и Панамой. Положения о США как гаранте независимости и их право на вмешательство во внутренние дела Панамы были отменены, однако право США на управление Зоной Панамского канала сохранялось.

Одновременно происходят изменения и во внутриполитическом процессе: после возобновления действия конституции в 1932 году в результате новых президентских выборов главой государства был избран представитель не «аристократической» креольской элиты, а выходец из бедной семьи Армодио Ариас Мадрид. В период Великой депрессии он провёл относительно прогрессивную реформу социального обеспечения, распространив его на сельские районы, а также основал первое высшее учебное заведение — Университет Панамы.


←   Назад  |   Протекторат США   |   Вперёд   →



 

Математика для географов / В данной книге в доступной и яркой форме излагаются сведения по различным областям математики. Наряду с широко известными статистическими методами рассматриваются элементы линейной алгебры (векторы и матрицы), дифференциального и интегрального исчисления, разложение функций в ряды, дифференциальные Математика для географов
В данной книге в доступной и яркой форме излагаются сведения по различным ...
Страна субтропиков и заснеженных гор / Автор — геолог и альпинист, посетивший самые отдалённые и глухие уголки Непала, — рассказывает об удивительных географических и геологических контрастах страны, о своеобразии культуры и быта её народов. Читатель познакомится также с первой советской экспедицией на Эверест 1932 года, в которой автор Страна субтропиков и заснеженных гор
Автор — геолог и альпинист, посетивший самые отдалённые и глухие уголки Непала, — ...
Количественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным / Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых по геохимическим данным основан на использовании функции связи объёма руды и содержания металла в объектах любого ранга. Метод использует модель вычисления, принятую при оценке промышленных запасов месторождений со слоКоличественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным
Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ...