Никарагуа / Разделение и взаимодействие ветвей власти
В конституции предусмотрено разделение властей на исполнительную, законодательную, судебную и избирательную (ст. 129); в той же статье говорится о необходимости координации действий всех ветвей власти «на благо нации». Тем самым подразумевается не только разделение, но и взаимное дополнение и частичное пересечение функциональных обязанностей различных ветвей власти, их взаимный контроль, обеспечивающий соблюдение принципа сдержек и противовесов.
Президент Никарагуа является главой государства и одновременно главой правительства, а также верховным главнокомандующим (ст. 144). Президент обладает правом полного или частичного вето по отношению к любому законопроекту, рассматриваемому парламентом (кроме поправок к конституции), но вето может быть преодолено простым большинством голосов депутатов (ст. 142, 143). Будучи главой исполнительной власти, президент назначает и освобождает от должности министров и председательствует на заседаниях Совета министров.
Высший законодательный орган Никарагуа — однопалатное Национальное собрание. Его члены избираются всенародным прямым голосованием, а по два места сохраняются для кандидатов в президенты и вице-президенты, проигравших во втором туре, и бывших президента и вице-президента (ст. 133). Собрание может отстранить президента от должности 2/3 голосов в случае неспособности последнего выполнять свои обязанности либо в случае возбуждения против него уголовного дела (предварительно он лишается иммунитета, и дело подлежит разбирательству в Верховном суде) (ст. 130). Министры не несут ответственности перед парламентом, хотя последний может запрашивать отчёт об их деятельности. Президент не может распустить Национальное собрание. Таким образом, Никарагуа представляет собой классическую президентскую республику.
Законодательной инициативой обладают депутаты Национального собрания, президент, Верховный суд, Верховный избирательный совет, советы муниципалитетов и автономий, депутаты Центрально-Американского парламента, а также группа из не менее 5 000 граждан (ст. 140).
Судебная власть представляет собой независимую ветвь власти. Судьи Верховного суда избираются Национальным собранием из списка кандидатов, предложенного президентом. Из числа избранных судей президент выбирает председателя Верховного суда (ст. 163).
Конституционный контроль осуществляет Верховный суд (ст. 164), а толкование законов и конституции может быть осуществлено и Национальным собранием (ст. 138).
Также в конституции выделяется в отдельную ветвь власти избирательная власть. Её представляет Верховный избирательный совет, который состоит из семи членов, избираемых Национальным собранием сроком на пять лет (ст. 170).
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Центральная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Никарагуа во второй половине XIX — начале XX века
- Диктатура семьи Сомоса
- Сандинисты у власти
- Завершение гражданской войны
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1974–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Никарагуа в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Никарагуа в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1934 года ...