Мексика / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
Современная Мексика входит в тройку индустриальных лидеров стран Латинской Америки. Организация экономического сотрудничества и развития, членом которой Мексика стала в 1994 году, причисляет её к странам с развитой экономикой. Отличительной чертой мексиканской экономики является сочетание свободного рынка и устаревших производств, особенно в сфере сельского хозяйства.
В XX веке большую роль в экономическом развитии Мексики играло государство. Именно ему принадлежала ведущая роль в индустриализации и создании производственной инфраструктуры. В 1910–1980-е годы количество государственных предприятий постоянно росло. Под полным контролем государства находилась добыча нефти и газа, нефтепереработка, электроэнергетика, стратегические отрасли хозяйства, финансовые структуры. По конституции государство обладает исключительным правом на разведку и добычу полезных ископаемых. Страна имеет богатые природные месторождения нефти, природного газа, меди, серебра, цинка, золота, свинца, графита, флюорита, сурьмы, ртути, угля, чёрных и цветных металлов. В экономике ведущую роль играют электроэнергетическая промышленность, отрасли машиностроения, металлургическая, химическая, текстильная и пищевая промышленность. Важнейшими отраслями являются нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая.
В начале XX века нефтедобыча, как и значительная часть промышленности страны, велась иностранными компаниями, они добывали около 90 % нефти. После создания в 1938 году госкомпании «Пемекс» нефтедобыча заметно увеличилась. В 1970-е годы были открыты новые нефтяные и газовые месторождения, и Мексика довольно быстро стала одной из ведущих нефтяных держав. Государство регулировало внутренние цены на нефть, что благотворно повлияло на развитие экономики и рост доходов населения. Нефтяная промышленность стала важнейшим источником поступлений валюты. Благоприятная ситуация на мировом рынке нефти сохранялась в 1970-х годах, но к началу 1980-х годов она коренным образом изменилась. Резкое снижение мировых цен на энергоносители, значительное количество валюты, вывозимой богатыми мексиканцами за границу, невозможность государства расплатиться по внешним долгам — все эти факторы вызвали широкомасштабный экономико-финансовый кризис.
В 1982 году Мексика объявила дефолт по внешней задолженности и обратилась за помощью к МВФ и другим международным финансовым институтам. Ей была предоставлена финансовая помощь при условии продолжения проведения неолиберального экономического курса. Основные положения модернизации экономики в соответствии с принципами неолиберализма уже были заложены правительством Мексики в «Национальном плане развития». К ним были добавлены требования сокращения госрасходов на социальные нужды, либерализации внешней торговли, стимулирования иностранных вложений, сокращения госсектора в экономике. К середине 1980-х годов Мексике удалось нарастить экспорт готовой продукции, предприятия, изготавливающие её, получали финансовые льготы, а нерентабельные производства, в основном мелкие и средние, были ликвидированы.
Президент К. Салинас де Гортари в конце 1980 — начале 1990-х годов предпринял решительные меры по приватизации. В начале 1990-х годов были проданы крупнейшее металлургическое предприятие страны «Альтос орнос» (создан в 1942 году) и горнорудная компания, занимающая 5-е место в мире, «Минерва де Кананеа». В результате активных действий правительства государство передало под контроль частного капитала, в том числе и иностранного, предприятия ряда отраслей промышленности: металлургической, автомобильной, авиационной, фармацевтической, текстильной, цементной. Поправка к конституции разрешила смешанный характер банковской системы. Правительство Мексики получило от приватизации 22 миллиарда долларов.
Приватизационные меры стабилизировали финансово-экономическую ситуацию в стране, способствовали развитию фондового рынка, стимулировали приток иностранных инвестиций. Большое значение имело снижение ограничений участия иностранных компаний в производственной и коммерческой отраслях. В 1989 году были внесены поправки в Закон об иностранных инвестициях, разрешающие участие иностранного капитала в важнейших отраслях промышленности, таких как нефтехимическая, горнорудная. Если ранее в этих секторах было запрещено участие иностранного капитала, то теперь был установлен лимит 49 %, а в других сферах промышленного и коммерческого производства разрешалось 100 %-ное участие. К середине 1990-х годов эти мероприятия принесли мексиканской экономике почти 87 миллиардов иностранных инвестиций. Мексика заняла первое место среди стран Латинской Америки по притоку прямых инвестиций, которые достигали 12 миллиардов долларов в год.
Большое влияние на экономику Мексики оказало её вступление в 1994 году в НАФТА — один из наиболее влиятельных в мировом хозяйстве региональных интеграционных экономических блоков. Основные направления деятельности НАФТА: либерализация торговли, отмена тарифных барьеров, создание справедливых условий конкуренции в зоне свободной торговли, урегулирование экономических споров, соглашения в сфере экологии и труда. Товарооборот США — Мексика в 1993–1997 годах вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 миллиардов долларов США до 197 миллиардов). Мексика получила свободный доступ на американский рынок, который, по некоторым данным, составил к 2000 году около 80 % всего мексиканского экспорта. Увеличился товарооборот с Канадой. В Мексике возрос уровень занятости, увеличился реальный ВВП, повысилась покупательная способность населения. Членство в НАФТА стимулировало дальнейшее проведение неолиберальных реформ, отказ от импортозамещающей модели развития, интегрирование страны в глобальную экономику. Вместе с тем членство в НАФТА негативно сказалось на положении малого и среднего бизнеса — эти предприятия не выдерживали конкуренции с ТНК. Ухудшилось положение крестьянства, увеличился разрыв в доходах между самыми бедными и самыми богатыми. Помимо экономического сотрудничества в рамках НАФТА разрабатываются экологические проекты, связанные с транспортировкой воды, геологической разведкой запасов пресной воды, очисткой воздуха.
Несмотря на конкретные шаги, предпринятые правительством для интеграции в мировое хозяйство, Мексику в 1994–1995 годах вновь потряс экономический кризис. Его спровоцировало чрезмерное привлечение иностранного капитала без соответствующего государственного контроля. Волнения в штате Чьяпас, боевые действия между правительственными войсками и САНО вызвали рост политической нестабильности в стране, спровоцировавший, в частности, отток капиталов за границу. Банковская система не выдержала напряжения, и часть коммерческих банков обанкротилась, сократились валютные резервы государства. Внешний долг Мексики к середине 1990-х годов достиг примерно 160 миллиардов долларов, а отношение внешнего долга к ВВП возросло с 24 % в 1980 году до 44 % в 1996 году. Большую помощь, в том числе как партнёру по НАФТА, оказали США. Вместе с МВФ был разработан план срочных мер по стабилизации мексиканской экономики, а США выступили гарантом финансовой помощи в размере 51 миллиард долларов. Благодаря такой поддержке стране удалось достаточно быстро выйти из кризиса, уже в 1996 году выпуск продукции увеличился на 5,2 %, а инфляция снизилась до 17 %. Внешняя задолженность сократилась от 160 до 156 миллиардов долларов.
Быстро растущим сектором экономики страны долгое время являлись так называемые «макиладорас» — предприятия, расположенные на севере Мексики, вдоль границы с США. Первоначально это были простые сборочные цехи с низкой технической оснащённостью, однако себестоимость продукции, выпускавшейся на этих предприятиях, была низка вследствие общей дешевизны мексиканской рабочей силы. К концу 1990-х годов они превратились в высоко-технологические предприятия, производящие сложную продукцию — автомобили, бытовую технику, электронную аппаратуру. Почти вся продукция шла на экспорт, в первую очередь в США. С 1990 по 1997 годы количество «макиладорас» выросло с 1 700 до 3 650, а количество занятых на них — с 450 до 920 тысяч человек. «Макиладорас» были одним из самых динамичных секторов по созданию рабочих мест. Начиная с 2002 года, однако, количество «макиладорас» начало снижаться, так как многие из них переводились их владельцами в Китай, где заработная плата рабочих была ниже, чем в Мексике.
В Мексике сложилось многоотраслевое сельское хозяйство, но доля его продукции продолжает сокращаться и сейчас составляет примерно 5 % ВВП. Традиционные сельскохозяйственные культуры: пшеница, рис, ячмень, кукуруза (маис) и сорго. Выращиваются и экспортируются табак, кофе, сахарный тростник и каучук. Долгие годы правительство не предпринимало усилий по модернизации этой отрасли хозяйства, сохранялась традиционная система землевладения, применялись морально устаревшие и нерентабельные технологии. В середине 1990-х годов стали приватизироваться эхидо (земли, являющиеся коллективной собственностью крестьянской общины, на них не было прав собственности, их нельзя было продавать или заложить в банк), снизилась доля государственного регулирования. Крестьянам разрешили сдавать землю в аренду, делить земельные наделы, продавать фермы. Разрешено было заключать договоры с корпорациями, которым крестьяне предоставляли земли в обмен на финансовую и техническую помощь. Однако сельское хозяйство по-прежнему является одним из отстающих секторов экономики.
В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2010 годов, Мексика названа страной с экономикой «высокого среднего дохода» (uppermiddle income). Также в классификации Всемирного банка Мексика определена как страна — заёмщик МБРР, что позволяет ей получать несвязанные (благодаря платёжеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.
В рейтинге конкурентоспособности экономик мира Мексика в 2009–2010 годы занимала 60-е место (из 133) с показателем 4,19.
По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 год): электрическое и электронное оборудование (25,93 %); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (17,19 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (14,68 %); энергосиловое оборудование (11,38 %); оптические, фотографические, технические, медицинские и др. приборы (3,19 %); чугун, сталь и изделия из них (3,19 %); пластмассы и изделия из них (1,85 %); драгоценные камни, металлы, монеты (1,78 %); текстильные и кожевенные изделия (1,63 %); овощи и корнеплоды (1,41 %); напитки, включая алкогольные (1,0 %), и др.
По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 год): электрическое и электронное оборудование (20,86 %); энергосиловое оборудование (14,86 %); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (9,46 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (8,58 %); пластмассы и изделия из них (5,24 %); чугун, сталь и изделия из них (5,06 %); оптические, фотографические, технические, медицинские и др. приборы (4,02 %); органические химикаты (2,57 %); бумага, картон, изделия из целлюлозы, бумаги и картона (1,55 %); зерновые культуры (1,47 %); алюминий и изделия из него (1,36 %); каучук и изделия из него (1,32 %); фармацевтическая продукция (1,31 %); масличные семена, фрукты и др. (1,14 %); мясо и субпродукты (1,02 %) и др.
Основные внешнеторговые партнёры — США, страны ЕС, Канада, Колумбия и др.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Центральная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Древние мексиканские цивилизации
- Испанское колониальное господство (XVI — начало XIX века)
- Образование мексиканского государства
- Независимая Мексика в XIX — начале XX века
- Мексика в 1930–1990-х годах
- Мексика в XXI веке
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1970–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2009 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Мексики в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Мексики в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Справочник предназначается для широкого круга читателей, интересующихся Японией ...