Мексика / Религия и государство, роль религии в политике
Мексика — светское государство. Конституция страны (ст. 24) определяет свободу вероисповедания, каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, совершать церемонии, обряды и обязанности своего вероисповедания в местах религиозного культа или в своём доме при условии, что эти церемонии и обряды не являются наказуемым законом нарушением. Все публичные акты религиозного культа должны совершаться в пределах церквей, которые всегда находятся под наблюдением властей.
При этом в конституции чётко определено разделение церкви и государства и возможности государственного вмешательства в религиозную сферу. Ст. 3, п. 4, запрещает заниматься педагогической деятельностью религиозным корпорациям, служителям культов, ассоциациям и обществам, пропагандирующим какое-либо религиозное учение. В 1992 году в конституцию были внесены поправки, регулирующие отношения с Римско-католической церковью и другими религиозными организациями. Впервые за 80 лет священникам и монахам вернули избирательные права. Религиозные организации обязали пройти регистрацию в Секретариате по делам религии при Федеративном секретариате.
Господствующей религией является христианство, католицизм исповедуют 89 % от числа всех верующих. Религиозная традиция Мексики сформировалась под влиянием католицизма и народных верований индейцев. Записи испанских конкистадоров содержат сообщения о человеческих жертвоприношениях, которые практиковали ацтекские жрецы. Католическая церковь искоренила самые жестокие проявления язычества, но частично интегрировала некоторые элементы индейской религии в бытовую религиозность мексиканцев. Один из самых распространённых народных культов — 12 декабря — День явления Девы Марии Гваделупской, покровительницы Мексики. В день праздника многочисленные паломники приезжают к холму Тепиак, где, по легенде, в 1531 году индеец Хуан Диего (канонизированный католической церковью) встретился с Девой Марией Гваделупской. Многие особенности этого праздника напрямую заимствованы из верований индейцев. В дни национальных праздников индейцы исполняют ритуальные танцы, используют древние культовые сооружения, производят жертвоприношения. В удалённых областях страны католические священники практически не оказывают влияния на духовную жизнь своей паствы.
В период национально-освободительной борьбы демократические силы использовали антиклерикальные лозунги в качестве средства привлечения на свою сторону беднейших слоев населения. Вплоть до середины XIX века католическая церковь была одним из крупнейших собственников в Мексике, располагала обширными землями и контролировала систему образования посредством специально подготовленных проповедников. Несмотря на это, именно в среде религиозно настроенной интеллигенции были развиты идеи мексиканской революции. Так, один из деятелей антиколониального восстания Мигель Идальго был ректором иезуитского колледжа. В 1876 году католическая церковь потерпела серьёзное поражение в политической борьбе. Либеральная власть проводила последовательную секуляризацию всех сфер жизни общества, включая закрытие монастырей. Хотя церковь смогла частично вернуть себе утраченное влияние, католицизм в Мексике не является государственной религией. Доля мексиканцев, которые считают себя католиками, за последние годы снизилась с 96 % в 1970 году до 88 % в 2000 году.
Православие в Мексике появилось вместе с эмигрантами. Монастырь Святого Антония Великого в городе Хилотепеке действует под омофором Антиохийской патриархии, во главе с Его высокопреосвященством митрополитом Мексиканским и Центрально-Американским Антонием. В Мексике проживает большая община православных христиан — выходцев из Ливана, а также православные греки, русские, румыны, мексиканцы.
Одним из спорных вопросов, расколовших общественное мнение в Мексике, стала проблема легализации абортов. В 2007 году, несмотря на кампанию протеста в христианских СМИ, был принят законопроект, разрешивший искусственное прерывание беременности. В ноябре 2006 года законодательный орган власти Мехико также принял закон, легализующий однополые гражданские браки.
Сегодня численность иудеев составляет около 45 тысяч человек. Впервые крещёные евреи, тайно исповедовавшие иудаизм, прибыли в Мексику вместе с конкистадорами в 1521 году. В 1825–1830 годах в Мексику прибыло большое количество эмигрантов-евреев из Европы и открылись первые синагоги. На протяжении XIX–XX веков в Мексику переселились десятки тысяч евреев, в том числе и из России. В настоящее время в Мехико функционируют 23 синагоги, действует Международный еврейский культурный центр.
К началу XX века в Мексике среди городского населения появились небольшие группы протестантов (сегодня составляют около 6 % населения). Основная масса протестантов принадлежит к группам неопятидесятников. Около 6 миллионов человек в Мексике считают себя последователями адвентистов седьмого дня. Свидетели Иеговы и мормоны заявляют, что членами их организаций являются до 1 миллиона человек. Мормоны впервые переселились в Мексику в 1875 году. В последнее время численность мормонов значительно возросла, особенно в сельской местности.
Мусульмане в Мексике проживают в основном в закрытых общинах эмигрантов из стран, где ислам исторически распространён (Турция, арабские страны). Небольшая группа мусульман есть среди коренного населения штата Чьяпас. В 1995 году туда прибыли из Испании проповедники ислама. В 2005 году среди последователей мусульманской религии было около 300 представителей цоцильской народности индейцев-майя.
Центр содействия развитию тибетского буддизма в Мексике с 1989 года действует в Мехико с санкции далай-ламы XIV. Буддизм исповедуют эмигранты и небольшая группа городской интеллигенции. Три миллиона мексиканцев, согласно переписи населения, считают себя атеистами.
← Назад | Религия и государство, роль религии в политике | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Центральная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Древние мексиканские цивилизации
- Испанское колониальное господство (XVI — начало XIX века)
- Образование мексиканского государства
- Независимая Мексика в XIX — начале XX века
- Мексика в 1930–1990-х годах
- Мексика в XXI веке
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1970–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2009 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Мексики в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Мексики в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Основу микробиоморфологии составляет изучение микробиоморфных комплексов — ...
В книге «Глубина 11 тысяч метров» рассказывается о создании и погружении ...
В книге рассказывается о закономерностях развития географической сферы Земли — ...