Мексика / Мексика в 1930–1990-х годах
В 1928 году, выступая с ежегодным отчётом в Национальном конгрессе, П. Элиас Кальес объявил об окончании «эры революционного каудильизма» и начале эпохи «конституционных институтов и законов». Так был провозглашён режим «максимата», отличительной чертой которого была особая роль Кальеса — «верховного вождя нации» при трёх президентах: Э. Хиле (1928–1930 годы), П. Рубио (1930–1932 годы) и А. Родригеса (1932–1934 годы).
П. Элиас Кальес непосредственно влиял на выработку политического курса, основные политические решения принимались только с его одобрения.
Режим «максимата» фактически означал откат мексиканской политики на позиции консерватизма. В 1929 году на основе взаимных уступок достигнуто соглашение с церковью. В том же году по инициативе сверху создаётся Национальная революционная партия, которая встраивается в механизм государственного правления. В 1931 году правительство принимает новый кодекс законов о труде, который по многим положениям уступал предыдущему кодексу.
Влияние мирового экономического кризиса сильно сказалось на важнейших отраслях мексиканской экономики: резко снизились цены на продукцию горнодобывающей и нефтедобывающей промышленности, сельскохозяйственное сырье. Кризис в экспортных отраслях повлёк за собой снижение покупательной способности населения, что, в свою очередь, вызвало кризис перепроизводства в обрабатывающей промышленности. Правительство П. Ортиса Рубио предприняло ряд непопулярных антикризисных мер: сократило бюджетные расходы, в частном секторе прошли массовые увольнения, промышленное производство было свёрнуто. Эти инициативы вызвали забастовки и выступления трудящихся: в 1929–1933 годах официально было зарегистрировано 95 забастовок, в которых участвовали 8,7 тысяч человек. Кроме забастовок начались мятежи крестьян, пеонов, сельскохозяйственных рабочих. В условиях внешнего и внутреннего экономического кризиса, усугублявшегося внутренней социальной нестабильностью, назрела необходимость проведения широкомасштабных реформ. В 1934 году президентом Мексики был избран генерал Ласаро Карденас (1934–1940 годы). Прогрессивное правительство Карденаса развернуло широкую кампанию реформ. Была начата реорганизация армии и правящей партии.
В ходе проведённых им аграрных реформ среди крестьян было распределено около 18 миллионов га земли. Значительно увеличилась доля госсектора в экономике, была создана сеть специализированных госбанков и кредитно-финансовых учреждений, национализированы железные дороги. В 1938 году была национализирована нефтедобывающая отрасль и создана государственная компания «Пемекс» (Ретех — Petroleos Mexicanos). Администрация Франклина Делано Рузвельта в условиях нарастания политического кризиса в Европе достаточно «мягко» отнеслась к национализации нефтяной отрасли, в результате которой пострадали интересы американских вкладчиков. Британское правительство в ответ на этот шаг, напротив, разорвало дипломатические отношения с Мексикой. Правительство Карденаса в то же время стимулировало частные инвестиции, финансировало строительство дорог, плотин и гидроэлектростанций. Были восстановлены демократические свободы. В социальной сфере была развёрнута кампания по ликвидации неграмотности, началось строительство новых школ, стал оплачиваться выходной день, повысилась заработная плата некоторых категорий рабочих и служащих. Ряд профсоюзных организаций объединился в 1936 году в Конфедерацию трудящихся Мексики.
Важнейшим элементом внешней политики Карденаса являлась её антивоенная направленность: в 1934–1935 годах было введено эмбарго на торговлю с Италией (в период правления Бенито Муссолини), оказывалась поддержка республиканскому правительству в Испании. С началом Второй мировой войны Мексика принимала активное участие в системе коллективной безопасности Панамериканского союза против возможной нацистской агрессии. После вступления США в декабре 1941 года во Вторую мировую войну Мексика прекратила дипломатические отношения с Германией, Италией и Японией, а в мае 1942 года объявила Германии и её союзникам войну. В ноябре 1942 года были восстановлены дипломатические отношения между Мексикой и СССР (они были установлены в 1924 году, однако с 1932 по 1942 год отношения между двумя странами были разорваны).
Непосредственное военное участие Мексики во Второй мировой войне выразилось в передаче эскадрильи истребителей в распоряжение войск США на Филиппинах, мексиканская пехота в составе армии США сражалась на Тихоокеанском театре военных действий.
В 1940 году в результате всеобщих выборов президентом Мексики стал Авила Камачо (1940–1946 годы). Экономическая политика Камачо была направлена на стимулирование промышленного развития страны. Были реорганизованы некоторые министерства и ведомства, осуществлявшие госконтроль над промышленностью. Поощрялось развитие частного сектора, проводились целенаправленные мероприятия по расширению национального предпринимательства. Мексика вступила в период стабильного развития. Росту экономики способствовали расширение государственного финансирования и кредитования в отдельных отраслях хозяйства и осуществление протекционистских мероприятий по защите новых отраслей промышленности.
В годы правления М. Алемана (1946–1952 годы) продолжалась политика индустриализации, модернизировалась промышленность, внедрялись новые технологии в сельском хозяйстве. Был подписан ряд экономических соглашений с зарубежными партнёрами, укреплялись разносторонние отношения с США.
В 1950–1960-х годах в политической системе Мексики основные позиции занимали Институционно-революционная партия (ИРП) и две квазиоппозиционные партии — Социалистическая народная партия и Подлинная партия мексиканской революции. Существовала и правая «лояльная» оппозиция — Партия национального действия (ПНД, основана в 1939 году). Стабильность этой системы поддерживала Федеральная избирательная комиссия (ФИК), регламентирующая избирательные кампании. В состав ФИК входило восемь членов, причём четыре были представителями ИРП. Таким образом, несмотря на формальную многопартийность, ИРП занимала господствующие позиции во всех партийных и избирательных структурах, что давало ей возможность влиять на ход и результаты избирательных кампаний. Мелкие оппозиционные партии, зная о невозможности победить на всеобщих выборах, боролись между собой за власть на муниципальном уровне.
Стабильность этой системы была нарушена в 1968 году, когда массовые студенческие и народные волнения охватили несколько штатов. Замедление экономического роста, нерешённые социальные проблемы, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми слоями населения — все это накаляло ситуацию в стране. Непрерывные массовые выступления вылились в настоящую партизанскую войну (герилья), активизировались террористические организации. Даже независимые профсоюзы солидаризировались с политическими требованиями повстанцев. В сельскохозяйственных штатах происходил массовый самозахват земель крестьянскими и индейскими общинами.
Для сложившейся к тому времени в Мексике экономической модели были характерны следующие черты: слияние государства с монопольной финансовой олигархией, опора на иностранный капитал при сохранении определённых позиций как немонополистического национального капитала, так и архаичных, докапиталистических форм производства. При этой экономической модели рост ВНП составлял 6,5 % в год, быстро развивалась промышленность. В 1967 году крестьянам было роздано около 1 миллиона га земель. Правительство национализировало в 1960 году предприятия электроэнергетики, приняло закон (1961 год) о «мексиканизации» горнорудной промышленности, выкупив 51 % акций. Вместе с тем рост экономики не сопровождался заметным подъёмом жизненного уровня населения, увеличивался разрыв между богатыми и бедными, особенно заметный в сельской местности. Крайнее обнищание крестьян (из 19 миллионов мексиканцев, живущих ниже уровня бедности, 12 миллионов были крестьянами) заставляло их мигрировать в города. Население столицы — Мехико составило 12 миллионов человек и к началу 1970-х годов продолжало бурно расти. Уменьшение занятых в аграрном секторе, сокращение количества обрабатываемых земель вызвали резкий рост импорта продовольствия.
Правительство не уделяло должного внимания развитию социальной сферы: недостаточно финансировались образование, система государственного здравоохранения, сохранялся высокий уровень безработицы.
Правительство Л. Эчеверриа, стремясь преодолеть политический и экономический кризис, провело ряд реформ. Был принят новый закон об аграрной реформе (1971 год), новый избирательный закон (1972 год), закон о поощрении мексиканских и регулировании иностранных капиталовложений (1973 год), создан фонд жилищного строительства для рабочих, установлена 5-дневная рабочая неделя для государственных служащих. Для восстановления отношений с интеллигенцией и студенчеством правительство увеличило ассигнования на образование, поощряло демократические начинания профсоюзов. В области внешней политики был взят курс на ослабление торгово-экономической зависимости от США и расширение внешнеторговых связей со странами Западной Европы, Японией и латиноамериканскими соседями. Стали налаживаться отношения с СССР, были установлены дипломатические отношения с КНР, в 1973 году — с ГДР и Румынией.
В 1970-е годы была проведена серия политических и избирательных реформ, легализовавшая оппозиционные партии, бывшие до этого в подполье. В этот период на политическую сцену вышли Мексиканская коммунистическая партия, Социалистическая партия трудящихся, Мексиканская демократическая партия, Партия мексиканского народа, Революционная социалистическая партия и др. Однако однопартийная система с единственной партией — НРП — продолжала стабильно функционировать.
Во второй половине 1970-х годов на социально-экономическую ситуацию в стране стал оказывать сильное влияние новый фактор — нефть. Были открыты несколько крупных нефтяных месторождений. С 1976 по 1982 годы Мексика в три раза увеличила добычу нефти, причём не только вошла в узкий круг стран — экспортёров нефти и газа, но и стала одной из лидирующих нефтедобывающих стран. Хотя высокие мировые цены на нефть приносили стране сверхвысокие прибыли, правительство продолжало брать крупные займы, особенно у банков США, под гарантии доходов от продаж нефти. Однако в 1982 году нефтяной бум закончился, цены на сырье упали, уровень продаж снизился. К лету 1982 года страна уже не могла осуществлять необходимые платежи по иностранным займам, богатые мексиканцы вывозили валюту за пределы страны. Правительство Х. Л. Портильо предприняло чрезвычайные меры: была проведена 75 %-ная девальвация мексиканского песо, резко сократились расходы на содержание государственного аппарата, банки национализированы, а все внешние валютные операции строго контролировались. Также были взяты долговременные кредиты у МВФ.
Эти меры были закреплены президентом Мигелем де ла Мадридом Уртадо, правление которого (1982–1988 годы) было отмечено кампанией по борьбе с коррупцией, продолжением жёсткой финансовой политики предшественника и началом неолиберальных реформ.
В начале 1980-х годов Мексика встала перед необходимостью выработки новой модели развития, адекватной сложившейся экономической конъюнктуре и отвечающей на вызовы внутреннего развития. Вехами этих преобразований стали: рассчитанная на два года «Программа срочных мер по наведению порядка» и «Национальный план развития» на 1983–1988 годы. Президент К. Салинас де Гортари (1988–1994 годы) продолжил реализацию положений «Национального плана развития», предусматривающих перенос центра тяжести с экспорта нефти и сырья на экспорт готовой продукции, повышение конкурентоспособности мексиканских товаров, приватизацию нестратегических госпредприятий, сокращение государственных расходов и социальных услуг. Успехи в стабилизации экономического и политического развития страны заложили основу для дальнейшей модернизации экономики. К. Салинас де Гортари также предпринял шаги, направленные на изменение положения Римско-католической церкви и восстановление отношений с Ватиканом. В конституцию страны были внесены поправки, смягчившие ряд антиклерикальных статей.
В ноябре 1993 года Мексика подписала соглашение с США о присоединении к Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), созданной в 1989 году между США и Канадой. По условиям договора Мексика должна была провести широкие рыночные реформы, снять ограничения в торговле с США и Канадой, открыть доступ компаниям из этих стран к сфере телекоммуникаций и снять ограничения для их деятельности в других отраслях экономики. Предполагалось, что подобные действия реанимируют мексиканскую экономику, создадут новые рабочие места и сократят поток мексиканской миграции в США, который в иные годы насчитывал до 1 миллиона человек ежегодно. Однако проводимая правительством в русле соглашений по НАФТА политика, в частности аграрная, приводила к обнищанию производителей одного из основных сельскохозяйственных продуктов Мексики — кукурузы. К тому же крестьяне, многие из которых были этническими индейцами, возмущались, что вопреки положениям конституции власти разрешали отчуждать, покупать и делить общинные земли.
1 января 1994 года военно-политическая организация Сапатистская армия национального освобождения (САНО) подняла восстание в штате Чьяпас, требуя признания прав индейцев на землю и создания соответствующих условий социального, экономического и культурного развития. На подавление восстания были брошены правительственные войска. Постепенно активные боевые действия переросли в партизанскую войну, основная масса сапатистов была локализирована в Лакандонской сельве (полуостров Юкатан). Политическая нестабильность в стране серьёзно усилилась, чему способствовали факты коррупции в правительстве Салинаса, а также убийство в марте 1994 года кандидата в президенты от ИРП Л. Колосио. Стоимость мексиканского песо резко упала, начался бурный отток иностранных (так называемых «летучих») капиталов за границу, вскоре последовал экономический спад, сопровождавшийся резким ростом безработицы. Правительство Эрнесто Седильо, как и его предшественники, провело антикризисные мероприятия: национальная валюта была девальвирована, установлен контроль над ценами, заморожена заработная плата, проведена новая программа приватизации. Мексике была предоставлена значительная международная помощь со стороны США, МВФ, МБРР (в объёме свыше 50 миллиардов долларов).
К концу XX века в Мексике соотношение политических сил изменилось. Обнародование фактов коррупции в верхних эшелонах власти и связей с наркомафией снизило доверие избирателей к правящей партии. К тому же государство оказалось неспособным выполнять патерналистские функции в полном объёме, профсоюзы, выступавшие против приватизации госпредприятий, утратили влияние. В результате оппозиционные политические партии получили дополнительные шансы в политической борьбе и, как показали выборы президента 2000 года, сумели воспользоваться ими.
← Назад | Мексика в 1930–1990-х годах | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Центральная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Древние мексиканские цивилизации
- Испанское колониальное господство (XVI — начало XIX века)
- Образование мексиканского государства
- Независимая Мексика в XIX — начале XX века
- Мексика в 1930–1990-х годах
- Мексика в XXI веке
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1970–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2009 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Мексики в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Мексики в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Подробное и яркое историческое исследование, повествующее об истории испанских ...
Предлагаемая читателю монография посвящена исследованию природных ресурсов ...
Предлагаемая читателю книга содержит некоторые основные данные о новом ...