Куба / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Куба является членом ООН (с 1945 года) и ряда специализированных организаций семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ и др.). Является членом Группы африканских, карибских и тихоокеанских государств, Альянса малых островных государств, Движения неприсоединения, Интерпола, АЭС, ЛАИ, ОПАНАЛ и др. международных организаций.
Куба выступает за реформирование ООН в целях её адаптации к современным реалиям международных отношений, за повышение уровня транспарентности СБ ООН, а также отмену право вето.
В целом вектор внешней политики Кубы в рамках международных организаций направлен на «демократизацию их деятельности», демонтаж существующей «дискриминационной» мировой финансовой и торгово-экономической системы и создание многополярного мира. Большое значение кубинская дипломатия придаёт Движению неприсоединения (в сентябре 2006 года — сентябре 2009 года Куба была председателем Движения), в рамках которого Куба как один из лидеров организации пыталась повысить эффективность взаимодействия стран третьего мира для объединения усилий по защите собственных прав.
Среди основных внешнеполитических контрагентов Кубы фигурируют Канада, Венесуэла, Россия, страны ЕС и одним из главных инвесторов в кубинскую экономику продолжает оставаться Испания, Китай, Бразилия и Мексика.
Отношения с США продолжают играть ключевую роль во внешней политике Кубы и во многом определяют её международное позиционирование. С 1959 года США продолжают придерживаться линии экономической и политической изоляции Кубы, усложняя тем самым её экономическое положение. Обе страны не раз предпринимали попытки ослабить позиции друг друга. Так, Куба содействовала созданию в США экстремистской группы «Чёрные пантеры»; США поддерживали различные антикастровские организации. Особая проблема — эмиграция кубинцев в США. В настоящее время действует соглашение (инициированное ещё президентом США Б. Клинтоном), согласно которому США обязуются принимать до 20 тысяч кубинских эмигрантов в год.
Кубу неоднократно обвиняли в поддержке террористических организаций. США её рассматривают как одну из стран, «содействующих терроризму». В качестве обоснования указывается, что Куба оказывала содействие Ирландской республиканской армии, национально-освободительным организациям Палестины и испанской ЭТА. США обвиняют кубинское правительство в сотрудничестве с Ираном и КНДР. Наконец, обеспокоенность международного сообщества вызывают сообщения (не получившие документального подтверждения) об использовании территориальных вод Кубы в качестве транзита для латиноамериканского наркотрафика в США и страны ЕС.
ЕС длительное время поддерживал экономические санкции против Кубы. В июне 2008 года страны ЕС приняли решение возобновить сотрудничество с новым кубинским правительством.
Канада продолжает оставаться одним из ключевых партнёров Кубы, несмотря на многократные выражения протеста со стороны США. Взаимодействие двух стран главным образом осуществляется в рамках культурного обмена и экономического сотрудничества. Канада вносит активный вклад в развитие кубинского туризма — число граждан Канады, посещающих кубинские курорты, ежегодно растёт. В 1994 году была создана совместная компания на основе «Кубинского никелевого союза» и канадской «Шеритт Интернэшнл» (Sherritt International), которой удалось наладить эффективную переработку кубинского никеля.
В последние годы ширится партнёрство Кубы и КНР. Китай экспортирует на Кубу широкий спектр дешёвых товаров, параллельно на Кубе открываются китайские заводы по производству бытовой техники. С 1999 года КНР предоставила кубинцам возможность использования своих спутниковых систем через кубинскую спутниковую коммуникационную станцию (построенную при содействии России).
Среди латиноамериканских стран наиболее важным партнёром Кубы является Венесуэла. С приходом к власти Уго Чавеса, во многом разделяющего социалистическую идеологию, отношения двух стран быстро развивались в области торговли, военно-технического сотрудничества, а также научного и культурного обмена. В 2004 году между двумя странами были упразднены все торговые барьеры и отменены налоги на импорт. К настоящему времени Ф. Кастро, Р. Кастро и У. Чавес подписали более 50 торговых соглашений, сделавших Венесуэлу главным экспортным направлением для кубинских товаров. Наконец, Венесуэла удовлетворяет основные потребности Кубы в энергоресурсах (нефти) благодаря сотрудничеству кубинских и венесуэльских компаний.
В 1970–1980-е годах в сфере внешнеполитических интересов Кубы оказалась Африка, преимущественно страны Африканского Рога. Гавана пыталась повлиять на ход политических процессов (силовыми и политическими методами) в Анголе, Эфиопии и ряде других стран данного региона. Согласно некоторым экспертным оценкам, в планы Кастро входило создание конфедерации (или военно-политического альянса) африканских государств, расположенных на территории Африканского Рога и на южной оконечности Аравийского полуострова (Южный Йемен) под эгидой Кубы. Однако африканские проекты не увенчались успехом, а на сегодняшний день Гавана уже не располагает необходимыми ресурсами для ведения подобной политики.
В 1902 году Россия признала Республику Куба и установила с ней дипломатические отношения (прерваны в 1952 году, восстановлены в 1960 году). Юридической основой развития российско-кубинских связей в новых условиях является Декларация о принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Куба, подписанная в 1996 году в Гаване. В рамках обновлённой после 1991 года договорно-правовой базы отношений между двумя странами действуют около 50 документов.
Важнейшим событием в российско-кубинских отношениях стал официальный визит президента Российской Федерации В. В. Путина в Гавану в декабре 2000 года.
В ноябре 2008 года состоялся визит президента Российской Федерации Д. А. Медведева на Кубу, где он провёл переговоры с председателем Государственного совета и Совета министров Кубы Раулем Кастро, а также встретился с Фиделем Кастро.
В январе — феврале 2009 года председатель Государственного совета и Совета министров Кубы Рауль Кастро совершил официальный визит в Москву. По итогам состоявшихся в Москве российско-кубинских переговоров был подписан Меморандум о принципах стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Республикой Куба, а также ряд документов по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
В ходе визита на Кубу председателя Правительства России М. Е. Фрадкова (в сентябре 2006 года) состоялись встречи и беседы с и. о. председателя Государственного совета и Совета министров Кубы Р. Кастро, председателем Национальной ассамблеи народной власти (парламент) Р. Аларконом, другими кубинскими руководителями. Подписанные в Гаване межправительственные соглашения по урегулированию задолженности Кубы по ранее предоставленным Россией кредитам, о предоставлении кубинскому правительству нового государственного кредита (355 миллионов долларов) и о военно-техническом сотрудничестве создали благоприятные условия для наращивания российско-кубинского сотрудничества в торгово-экономической сфере.
На основе совпадения и близости позиций России и Кубы по большинству ключевых международных проблем активно развивается двустороннее взаимодействие в ООН и на других международных форумах. Регулярно проводятся встречи министров иностранных дел в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН. С. В. Лавров побывал с официальным визитом на Кубе в 2004 году, министр иностранных дел Кубы Ф. Перес Рока находился в Москве с рабочим визитом в 2005 году.
В ноябре 2006 года Россию по приглашению Государственной Думы посетила делегация Национальной ассамблеи народной власти во главе с Р. Аларконом. В ходе визита состоялись встречи с председателем Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадковым, председателем Госдумы Б. В. Грызловым, патриархом Алексием II. Р. Аларкон выступил на пленарном заседании Госдумы, после которого депутатами единогласно было принято обращение к парламентам государств — членов ООН в связи с продолжающейся экономической блокадой Кубы, в котором предлагалось осудить антикубинскую политику США и содержался призыв к Вашингтону пересмотреть её.
В настоящее время доля Кубы во внешней торговле России составляет около 0,05 %. Удельный вес России во внешней торговле Кубы — 2,2 %. Внешнеторговый оборот между странами в последние годы составляет в среднем около 400 миллионов долларов в год. Куба поставляет в Россию сахар, цитрусовые, никелево-кобальтовую продукцию в обмен на продукцию машинно-технической, химической отраслей и металлопрокат. Между странами ведётся активная совместная работа в сфере энергетики, транспорта, туризма, биофармацевтики, горнодобывающей промышленности (в частности, в сфере никеля), в банковской сфере, сельском хозяйстве, строительстве, информационных коммуникациях.
← Назад | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Карибский бассейн
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Куба в период испанской колонизации
- Кубинская республика до 1959 года
- Режим Фиделя Кастро
- Куба на рубеже XX–XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1959–1976 годах
- Главы государства (председатели Государственного совета) в 1976–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Кубы в рейтинге по индексу свободы прессы 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Кубы в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2003–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...
Издание 1977 года. Сохранность хорошая. Всем известно, что первое кругосветное ...