Куба / Куба на рубеже XX–XXI веков
В конце 1980-х годов, и особенно после распада СССР, Куба столкнулась со сложными проблемами как во внутренней, так и во внешней политике. Лишившись экономической поддержки СССР, кубинская экономика пришла в состояние коллапса: производство сахара упало более чем в два раза, а к 1994 году доходы от его продажи снизились более чем в пять раз. Из-за кризиса в сахарной промышленности Куба не смогла выполнять договорённости с Москвой по программе «нефть в обмен на сахар», что привело к значительному дефициту энергоресурсов. Население Кубы страдало от недоедания и тотального дефицита товаров первой необходимости. В этих условиях правительство Кастро провозгласило так называемый «особый период в мирное время», на практике означавший режим максимальной экономии абсолютно на всем.
Результатом распада СССР в 1991 году стало разрушение устоявшихся связей с Кубой, что сделало её более уязвимой на международной арене. Трудности кубинской экономики вынудили правительство пойти на некоторые реформы рыночного характера. В 1992 году был принят ряд конституционных поправок, позволивших развиваться туризму и упростивших развитие иностранного бизнеса на острове. Была введена свобода вероисповедания, частично — свобода передвижения, а часть депутатов местных органов власти стала избираться путём прямого тайного голосования. Тем не менее Кастро высказал намерение «защитить социализм» и сохранять государственную монополию в важнейших областях экономики и сферы услуг.
На Кубе была разрешена торговля излишками сельскохозяйственной промышленности, создано около 80 экономически свободных предприятий (обладали правом принимать независимые экономические решения), а неосвоенные участки земли стали передавать в частную собственность. Туризм, ставший одной из основных отраслей экономики на острове, в 1995 году принёс доход в размере около 1 миллиарда долларов США (это почти в два раза больше, чем традиционное производство сахара). Проведение реформ позволило на некоторое время стабилизировать ситуацию. Однако основные социальные проблемы — недоедание большей части населения, дефицит и др. — не были решены.
В 1997 году (согласно официальному заявлению КПК) экономический кризис был преодолён. К 1999 году ВВП вырос на 6 %, а доходы в туристической отрасли достигли 2 миллиардов долларов США.
В конце 1990-х годов на Кубе образовалось множество подпольных общественных организаций антикоммунистического толка, преимущественно финансировавшихся из США. Для предотвращения дальнейшего развития антигосударственных групп на острове был введён закон «О защите национальной независимости и хозяйства Кубы». Новый закон установил наказания за ведение подрывной деятельности в виде длительного тюремного заключения (сроком до 30 лет), также была введена смертная казнь. Вслед за принятием закона последовали массовые аресты диссидентов, что вызвало многочисленные протесты во многих странах мира.
В 1990-х годах отношения с США резко ухудшились. В 1992 году США приняли закон Торричелли, а в 1996 году — закон Хелмса—Бертона, в соответствии с которыми ужесточилось торговое эмбарго, а также были запрещены денежные переводы кубинцев с территории США (достигали до 500 миллионов долларов США в год). США ввели санкции против иностранных инвесторов, действующих на Кубе, и морских судов, прибывающих на остров (после посещения Кубы США запрещали такому судну заходить в свои порты в течение шести месяцев).
Визит папы Иоанна Павла II на Кубу в январе 1998 года рассматривался кубинским руководством как признак «потепления» отношений с Западом. Вторым событием, консолидирующим нацию, стала массовая мобилизация кубинцев в семимесячной кампании в 1999–2000 годов за возвращение из США шестилетнего кубинского мальчика Элиана Гонсалеса. Это событие послужило началом периода, известного как «битва идей», который (через мобилизацию, в авангарде которой стояли молодёжные организации, и участие тысяч людей в новой «образовательной революции») имел результатом рекрутирование нового поколения кубинцев в ряды преданных сторонников режима.
В 1999 году президент США Билл Клинтон ослабил санкции против Кубы, вновь разрешив денежные переводы на Кубу из США. Поставки Венесуэлой энергоресурсов на остров, а также помощь Кубе со стороны стран ЕС и Канады несколько смягчили экономическое положение на острове.
В 2002 году была проведена очередная конституционная реформа, вновь ужесточившая политический режим и отменившая многие либеральные преобразования 1992 года. Последовавшие репрессии (в 2003 году было осуждено 75 диссидентов, трое из них были казнены) значительно охладили отношения Кубы со многими европейскими странами.
В 2004 году Комиссия по правам человека ООН обвинила Кубу в нарушении гражданских свобод, а США запретили визиты американских кубинцев на родину. В качестве контрмер Кастро запретил переводы в американских долларах и ввёл 10%-ный налог на обмен долларов на песо.
В 2005 году прошла первая демонстрация диссидентов (около 200 человек).
На рубеже XX и XXI веков, несмотря на значительные экономические проблемы, с которыми столкнулась Куба, режим продолжал пользоваться поддержкой большинства кубинцев, что позволяло говорить о стабильности существующей политической системы.
30 июля 2006 года Фидель Кастро по причине ухудшения здоровья временно передал свои полномочия брату — Раулю Кастро (командующему Революционными вооружёнными силами Кубы).
Официальная отставка вождя кубинской революции Фиделя Кастро с поста председателя Госсовета (президента) и главнокомандующего ВС Кубы произошла 19 февраля 2008 года, когда он снял свою кандидатуру с обсуждения вновь избранной Национальной ассамблеи народной власти.
Под руководством Рауля Кастро КПК ставит задачу укрепления партии в кадровом и других отношениях, при этом акцент сделан на укрепление дисциплины (в партии, в идеологии, в организации труда, в борьбе с преступностью и коррупцией). Решающее значение придаётся реформам, нацеленным на рост экономического благосостояния трудящихся. В 2008 году власти отменили запрет на частное владение компьютерами и сотовыми телефонами. Тогда же были ослаблены ограничения на землепользование, наложенные на частные фермерские хозяйства, и объявлены планы перехода к дифференцированной системе оплаты труда. Реагируя на последствия мирового финансово-экономического кризиса, власти Кубы в 2009 году пошли на новые меры по сокращению энергопотребления, а в 2010 году обнародовали планы значительного сокращения расходов и занятости в госсекторе.
В 2011 году Национальная ассамблея народной власти (парламент) Кубы одобрил реформы, имеющие целью сокращение госслужащих и стимулирование частной инициативы граждан. В ноябре 2011 года принят закон, по которому граждане Кубы имеют право покупать и продавать частную собственность (впервые за последние 50 лет). Нынешние либеральные реформы в области внутренней экономической политики имеют ограниченный характер и, как надеются власти, кардинально не меняют природу политического режима.
← Назад | Куба на рубеже XX–XXI веков | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Карибский бассейн
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Куба в период испанской колонизации
- Кубинская республика до 1959 года
- Режим Фиделя Кастро
- Куба на рубеже XX–XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1959–1976 годах
- Главы государства (председатели Государственного совета) в 1976–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Кубы в рейтинге по индексу свободы прессы 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Кубы в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2003–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Книга посвящена природной среде Земли. Успехи космических исследований ...