Коста-Рика / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Коста-Рика является членом ООН (с 1945 года) и её специализированных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и др.). Является членом ВТО (с 1995 года), Интерпола, Движения неприсоединения (наблюдатель) и других международных организаций.
По оценке МИД России, Коста-Рика в целом придерживается широко принятых международным сообществом позиций по многим проблемам, включая вопросы формирования недискриминационной системы мирохозяйственных связей, противодействия новым вызовам и угрозам, борьбы с терроризмом и противодействия торговле наркотиками, разоружения и нераспространения ОМУ.
В 1993 году Коста-Рика провозгласила свой постоянный нейтралитет в решении международных споров. Несмотря на малую территорию, страна имеет определённый вес в решении общемировых вопросов охраны окружающей среды, прав человека, поддержания мира. В стране размещается штаб-квартира Межамериканского суда по правам человека. Коста-Рика признает юрисдикцию Международного уголовного суда.
Коста-Рика считается лидером латиноамериканской демократизации, активным участником международных и региональных интеграционных объединений (например, ЦАБЭИ, ЦАОР, ЦАИС, ЛАЭС, МАБР, ЛАИ (наблюдатель), Группа Рио, ОАГ, ОПАНАЛ и др.). При этом Коста-Рика не является «энтузиастом» политического аспекта региональной интеграции и со своими соседями по региону стремится развивать скорее экономические, чем политические связи (именно по этой причине Коста-Рика предпочла не входить в Центрально-американский парламент). Только после проведения референдума в 2007 году страна присоединилась к КАФТА. Коста-Рика отказывалась ратифицировать соглашения между ЦАИС и США о создании таможенного союза. Одновременно Коста-Рика имеет соглашения о создании зон свободной торговли (с изъятиями) с Мексикой, что фактически делает её ассоциированным членом НАФТА, а также с ЕС (с 2003 года).
В качестве основных внешнеполитических и внешнеэкономических партнёров страна рассматривает США, Китай (окончательно признала КНР и отказала в признании Тайваню в 2007 году) и страны Латинской Америки (в особенности Мексику и Чили — в качестве экономических союзников). Страна выступает посредником в разрешении политического конфликта между США и Кубой.
После провозглашения независимости Коста-Рика придерживается миролюбивого курса по отношению к соседним государствам. Несмотря на это, в 1921 году произошёл вооружённый конфликт между Коста-Рикой и Панамой из-за спорного района Кото, который закончился подтверждением статус-кво. Определённые проблемы возникали и в отношениях с Никарагуа. В 1825 году из состава Никарагуа вышла провинция Гуанакасте и присоединилась к Коста-Рике. Никарагуа признала принадлежность провинции к Коста-Рике только в 1896 году. В 1955 году обе страны находились на грани войны. Власти Коста-Рики крайне негативно относились к правлению семейства Сомосы.
В 1979 году Коста-Рика поддержала свержение Анастасио Сомосы Дебайле, но вскоре стала критиковать и сандинистский режим. Затем до середины 1980-х годов с разрешения правительства Коста-Рики на её территории базировались вооружённые отряды «контрас». Президент Ариас Санчес свернул деятельность «контрас» на территории страны в 1986–1987 годов, что вызвало охлаждение в отношениях с администрацией президента США Рональда Рейгана. Ариас был одним из авторов плана мирного урегулирования внутриполитических конфликтов в Центральной Америке, включая и никарагуанский, который лёг в основу Гватемальского соглашения, подписанного в 1987 году. До недавнего времени в отношениях двух стран острой оставалась проблема коста-риканского судоходства по пограничной реке Сан-Хуан.
Коста-Рика — первая страна в Центральной Америке, установившая контакты с Россией. В 1872 году состоялся обмен посланиями между главами двух государств. В 1912 году в Санкт-Петербурге был аккредитован почётный консул Коста-Рики. Дипломатические отношения между СССР и Коста-Рикой установлены 8 мая 1944 года, но обмен дипломатическими представительствами тогда не был осуществлён, стороны договорились об этом лишь в 1970 году. Посольство СССР в городе Сан-Хосе учреждено в 1972 году, посольство Коста-Рики в Москве — два года спустя. 28 декабря 1991 года правительство Коста-Рики признало Российскую Федерацию в качестве государства — продолжателя СССР.
В 1997 году состоялся обмен официальными визитами министров иностранных дел, в ходе которого был подписан ряд межправительственных документов. В 2003 году Россию с официальным визитом посетил министр иностранных дел Коста-Рики, который также принял участие в московской встрече министров иностранных дел России и «тройки» Группы Рио, а год спустя в Москве находился с рабочим визитом заместитель министра иностранных дел Коста-Рики. Между РФ и Коста-Рикой проводятся межпарламентские обмены.
Торговля между Коста-Рикой и Российской федерацией осуществляется в небольших объёмах, экспорт и импорт подвержены заметным колебаниям. Россией закупаются главным образом сахар-сырец, бананы, кофе, живые цветы, фруктовые консервы и соки.
← Назад | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Центральная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Коста-Рика во второй половине XIX — первой половине XX века
- Коста-Рика во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1970–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Законодательной ассамблее по итогам выборов 2010 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Коста-Рики в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Коста-Рики в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2011 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Предлагаемая читателю книга содержит некоторые основные данные о новом ...
Записки английского путешественника об Америке XIX столетия.Одной из самых ...
Как формировалась географическая мысль начиная с античного времени до наших дней ...