Коста-Рика / Разделение и взаимодействие ветвей власти
В конституции предусмотрено разделение властей на исполнительную, законодательную, судебную и избирательную ветви (ст. 9), причём запрещается передача властных полномочий от одной ветви власти другой. Конституция Коста-Рики наделяет все ветви власти значительными полномочиями, что делает сотрудничество между различными институтами необходимым условием конструктивного политического процесса.
Президент Коста-Рики является главой государства и одновременно главой правительства (ст. 130, 139, 147). Будучи главой исполнительной власти, президент назначает и освобождает от должности министров и председательствует на заседаниях Правительственного совета (ст. 139, 147). По сравнению с главами других государств Центральной Америки президент Коста-Рики обладает меньшим объёмом полномочий, и большинство из них он осуществляет только совместно или при посредничестве министров или Правительственного совета. Так, именно министры, а не президент обладают правом законодательной инициативы. Президент не может самостоятельно издавать указы, а подзаконные акты исполнительной власти должны быть подписаны и президентом, и компетентным министром (ст. 140). Тем не менее президент обладает правом вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов депутатов Законодательной ассамблеи (ст. 127). Президент не может наложить вето на проект бюджета (ст. 125) или на поправки к конституции (ст. 195). Крут президентских полномочий, относящихся к компетенции исполнительной ветви власти, определён в ст. 139 и 140 конституции.
Высший законодательный орган Коста-Рики — однопалатная Законодательная ассамблея. Законодательная ассамблея может отстранить президента от должности 2/3 голосов в случае неспособности последнего выполнять свои обязанности либо в случае возбуждения против него уголовного дела (предварительно он лишается иммунитета, и дело подлежит разбирательству в Верховном суде) (ст. 121). Президент не может распустить Законодательную ассамблею.
Коста-Рика представляет собой президентскую республику, однако полномочия в ней перераспределены таким образом, что парламент оказывается равным по силе участником политического процесса и формально обладает даже большим объёмом полномочий и меньшим объёмом конституционных обязанностей по сравнению с президентом.
Суды представляют собой независимую ветвь власти (ст. 152, 154). Высшей инстанцией является Верховный суд. Конституционный контроль осуществляет специальная палата Верховного суда (ст. 10, 128), однако сама процедура конституционного контроля предусмотрена только по требованию президента страны и может рассматриваться как альтернативная форма президентского вето (для признания законопроекта антиконституционным требуется квалифицированное большинство в 2/3 судей специальной палаты Верховного суда). На эту же палату возложена обязанность разрешать споры между законодательной и исполнительной ветвями власти.
Особенностью модели разделения властей в Коста-Рике является также то, что организация и проведение выборов в стране осуществляется специальным органом судебной ветви власти — Верховным избирательным трибуналом, члены которого назначаются Верховным судом (ст. 99, 100).
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Центральная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Коста-Рика во второй половине XIX — первой половине XX века
- Коста-Рика во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1970–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Законодательной ассамблее по итогам выборов 2010 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Коста-Рики в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Коста-Рики в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2011 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга Владимира Никитича Лодочникова содержит основы науки о горных породах, ее ...
Предлагаемая читателю монография посвящена исследованию природных ресурсов ...