Доминика / Разделение и взаимодействие ветвей власти
В конституции закреплён принцип разделения властей, согласно которому власть делится на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Главой государства является президент, который избирается парламентом на пять лет, при этом одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков (ст. 21 конституции). Реальные политические полномочия сосредоточены в руках премьер-министра, которым по назначению президента становится лидер большинства в парламенте (ст 59). Правительство несёт коллективную ответственность перед парламентом (ст. 46, 59) и может быть отправлено президентом в отставку, если парламент вынесет вотум недоверия премьер-министру. После вынесения вотума недоверия премьер-министр должен в течение трёх дней или подать президенту прошение об отставке, или попросить его распустить парламент. В случае бездействия главы правительства в течение указанного срока президент самостоятельно отправляет его в отставку (ст. 77).
Парламент может досрочно отправить в отставку президента при наличии достаточных на то оснований (нарушения закона, в случае болезни и так далее). Для этого легислатурой должен быть подготовлен соответствующий документ, подписанный минимум 73 депутатов. Документ затем направляется в специально создаваемый трибунал, состоящий из трёх судей, который по итогам судебного расследования представляет парламенту доклад. Затем парламент рассматривает доклад и может 2/3 голосов депутатов отправить главу государства в отставку.
Право законодательной инициативы принадлежит парламенту, членам правительства и президенту.
Парламент Доминики состоит из президента и парламентариев. Президент может в любое время распустить или объявить перерыв в работе парламента, предварительно согласовав этот вопрос с премьер-министром. Президент поручает лидеру партии — победительницы на выборах сформировать правительство и после одобрения Палатой собрания утверждает его состав. Он подписывает принимаемые законы и утверждает назначение лидера оппозиции и сенаторов, а также высших государственных чиновников. Президент может отправить премьера в отставку после вынесения ему вотума недоверия со стороны парламента, если в течение трёх дней после вынесения вотума недоверия премьер сам не уходит в отставку или же не советует президенту распустить парламент. Если же состав парламента по каким-либо причинам был изменён и президент считает, что премьер не сможет пользоваться поддержкой большинства новых членов парламента, то он может отправить премьера в отставку.
Хотя функции исполнительной и законодательной ветвей власти недостаточно чётко разграничены, данная система разделения властей, предполагающая их сотрудничество, действует достаточно стабильно. Важной предпосылкой стабильности системы является независимая судебная власть, которая может разрешить споры между парламентом и правительством.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Карибский бассейн
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1978–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1978–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате собрания по итогам выборов 2009 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Доминики в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2006–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Отпечатано по распоряжению Канцелярии Министерства путей сообщения. ...