Аргентина / Особенности исполнительной власти
Главой исполнительной власти в Аргентине, согласно ст. 87 конституции, является президент, сроки полномочий которого, как и вице-президента, определяются ст. 90 и ограничены четырьмя годами с возможностью повторного переизбрания после истечения первого срока нахождения на президентском посту. Для избрания кандидат должен соответствовать условиям, определённым ст. 90 (необходимо быть рождённым на территории Аргентины или быть ребёнком гражданина Аргентины, если он рождён на территории иностранного государства). Кроме этого он должен соответствовать всем условиям, необходимым для того, чтобы быть избранным сенатором.
В ст. 91 оговаривается, что президент обязан прекратить исполнение своих обязанностей по окончании срока, на который он был избран, и что в случае, если имел место перерыв в осуществлении полномочий, этот факт не создаёт достаточных оснований для их осуществления после завершения президентского срока. Согласно ст. 92, президент и вице-президент не имеют права занимать какие-либо иные должности или получать иное (дополнительно) жалованье от государства или от провинций.
Президент, согласно ст. 94, избирается прямым всеобщим голосованием в два тура. Территория страны считается одним избирательным округом. Ст. 95 определяет, что выборы нового президента должны проходить за два месяца до истечения полномочий предыдущего президента. Второй тур, согласно ст. 96, должен проводиться между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в первом туре, не позднее чем через 30 дней после первого голосования. В случае если в первом туре пара кандидатов (президент и вице-президент) набрала 45 % и более голосов от общего числа проголосовавших, то они должны быть объявлены президентом и вице-президентом нации. Если же, согласно ст. 98, пара кандидатов (президент и вице-президент) в первом туре набрала 40 % голосов, а следующая за ними пара набрала на 10 % меньше, то они также обязаны быть объявлены президентом и вице-президентом страны.
Согласно ст. 99, президент располагает следующими полномочиями: является главой государства, главой правительства, определяет инструкции и правила, необходимые для исполнения законов государства, не изменяя их сущности, принимает участие в разработке законов и обнародует их. Исполнительная власть ни при каких обстоятельствах не имеет права принимать решения, находящиеся в ведении Национального конгресса, а если они будут приняты, то должны быть полностью и безвозвратно отменены. Только в случае исключительных обстоятельств, при которых обычные процедуры, предусмотренные конституцией, для принятия закона не могут быть соблюдены, когда законодательные акты не касаются случаев криминальных действий, налогового, электорального законодательства или партийной системы, президент имеет право принимать декреты на основании неотложной необходимости, которая будет определяться общим согласием министров и главы кабинета, подтверждающих это своими подписями. В течение десяти дней глава кабинета министров должен лично представить такое решение на рассмотрение объединённого постоянного комитета конгресса, который должен быть сформирован с учётом представительства партий в каждой палате (пропорционально доле мандатов каждой партии).
Президент вправе назначать судей Верховного суда с одобрения 2/3 членов Сената, участвующих в открытом заседании (ст. 99). Он также назначает судей нижестоящих федеральных судов, согласно предписывающему списку из трёх кандидатов, представленному советом судей с согласия Сената.
Президент ежегодно председательствует на открытии сессии Национального конгресса в составе обеих палат и делает доклад о состоянии государства, о планируемых конституционных поправках, рекомендует к рассмотрению меры, которые он считает необходимыми, продлевает обычную сессию Национального конгресса или созывает внеочередную.
Президент Аргентины является верховным главнокомандующим. В случае иностранной интервенции президент вводит, с согласия Сената, чрезвычайное положение на ограниченный период на части территории страны. В случае внутренних беспорядков президент осуществляет эти полномочия только вне регулярной сессии Национального конгресса (введение осадного положения в обычных случаях — прерогатива Национального конгресса) с ограничениями, содержащимися в ст. 23 конституции.
Президент может покидать территорию страны только с согласия Национального конгресса.
Глава кабинета министров и министры, количество и полномочия которых определяются специальным законом, согласно ст. 100, несут ответственность за управление государством, контрасигнируют акты президента (необходимо для вступления закона в силу). Глава кабинета министров, политически ответственный перед Национальным конгрессом, полномочен: осуществлять общее администрирование страной, представлять акты и создавать правила, необходимые для осуществления зафиксированных в конституции полномочий или делегированных ему президентом; назначать сотрудников администрации, за исключением тех, назначение которых является прерогативой президента; координировать, подготавливать и проводить заседания кабинета министров, председательствуя на них в отсутствие президента, вносить на рассмотрение Национального конгресса законы, касающиеся национального бюджета и министерств, с предварительным согласованием в кабинете министров и их принятием исполнительной властью, собирать государственные налоги и исполнять закон о государственном бюджете, подписывать регулирующие решения по законам, решения о продлении обычной сессии Национального конгресса, созывать внеочередную сессию Национального конгресса, подписывать решения президента о поддержке законодательных инициатив, посещать заседания Национального конгресса, участвовать в дебатах, но не голосовать; давать подробные письменные или устные разъяснения (доклады), если этого требует любая из палат, подписывать вместе с другими министрами декреты о чрезвычайном положении и др.
Согласно ст. 101, глава кабинета министров должен посещать заседания Национального конгресса, как минимум, раз в месяц (выбирая между палатами), отчитываясь о работе правительства. На него может быть сделан запрос с целью вынесения вотума недоверия в случае, если за это проголосует абсолютное большинство любой палаты, и он может быть смещён с занимаемой должности в случае, если за это проголосует абсолютное большинство каждой палаты Национального конгресса. Согласно ст. 102, каждый министр несёт ответственность за акты, которые он контрасигнирует, и все министры должны быть ответственны за законодательные акты, принятие которых они одобряют.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Аргентина в XIX — начале XX века
- Аргентина под властью военных и консерваторов
- Президентство Хуана Перона
- Попытки перехода к демократическому правлению, период политической нестабильности и возвращение Перона к власти
- Военные у власти: 1976–1983 годы
- Переход к демократии. Аргентина в конце XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1970–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Аргентины в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Аргентины в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
«В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так ...
Самый маленький континент или самый большой остров с удивительным животным и ...
Авторы данной работы анализируют вопросы, связанные с развитием основных ...