Гренада / Особенности законодательной власти
Согласно ст. 23 Основного закона, парламент — законодательный орган власти Гренады. Его составными частями являются британский монарх, а также Палата представителей (нижняя палата парламента) и Сенат (верхняя палата парламента).
Палата представителей включает 15 парламентариев, избираемых в ходе прямых выборов на пятилетний срок. Депутаты избираются по одномандатным округам, количество депутатов соответствует количеству округов. Во главе Палаты представителей стоят спикер и вице-спикер, избираемые из числа депутатов палаты либо из числа лиц, не являющихся депутатами палаты.
Сенат включает 13 сенаторов, 7 из них генерал-губернатор назначает по совету премьер-министра, 3 — по совету лидера оппозиции, ещё 3 — по совету премьер-министра после консультаций последнего с организациями или группами интересов, которые, по его мнению, должны быть представлены в Сенате. Во главе Сената стоят председатель и вице-председатель, избираемые из числа сенаторов.
В соответствии со ст. 38 Основного закона парламент создаёт законы «ради мира, порядка и надлежащего управления Гренадой». Парламент обладает правом принимать законы, которые затем должны быть одобрены генерал-губернатором и опубликованы в правительственной газете. Парламент имеет право приостановить опубликование закона и принять закон обратного действия. Законодательной инициативой обладают депутаты обеих палат парламента (премьер-министр и все министры являются депутатами парламента).
Для достижения кворума в Палате представителей требуется присутствие 5 членов палаты (не считая спикера), в Сенате — 4 сенаторов (не считая председателя). Решения в обеих палатах парламента принимаются простым большинством голосов, по конституционным вопросам — 2/3 голосов.
Рассмотрение законопроектов, не касающихся финансовых вопросов, может быть инициировано в любой из палат парламента. Законопроекты относительно налогообложения, консолидированного фонда или государственного долга Гренады могут быть внесены в парламент только генерал-губернатором, действующим по рекомендации одного из министров (ст. 46). Если финансовый законопроект после принятия Палатой представителей не был одобрен Сенатом в течение месяца после поступления в палату, он отправляется на подпись генерал-губернатору независимо от позиции Сената (ст. 47). Обычный законопроект может также быть представлен на подпись генерал-губернатору в случае, если он был отклонён Сенатом в двух последовательных сессиях (ст. 48).
Генерал-губернатор имеет право в любой момент назначить перерыв в работе парламента или распустить его по рекомендации премьер-министра (ст. 52). Если Великобритания, как глава Содружества, находится в состоянии войны, парламент имеет право продлить свои полномочия максимум на 5 лет, но не более чем на 12 месяцев за один раз.
Парламент имеет право выразить недоверие правительству. В случае вынесения такого вотума премьер-министр должен в течение трёх дней либо подать в отставку, либо обратиться к генерал-губернатору с просьбой о роспуске парламента. Генерал-губернатор вправе самостоятельно принять решение об отставке премьер-министра или роспуске парламента при бездействии премьер-министра в течение указанного срока, а также в случае потери премьер-министром контроля над большинством депутатов в Палате представителей (ст. 58). Генерал-губернатор также должен распустить парламент, если пост премьер-министра вакантен и нет человека, который мог бы при поддержке большинства в Палате представителей занять вакансию в обозримом будущем (ст. 52).
Выборы в новый парламент после роспуска предыдущего проводятся в течение 3 месяцев.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Карибский бассейн
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (монарх) в 1952–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1967–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Положение Гренады в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2006–2007 годах
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Издание 1989 года. Сохранность хорошая. На широком фоне исторических и культурных ...
Монография написана по материалам длительных (1960–2012 годы) исследований автора на ...
Материалы собранные офицерами Генерального штаба. В 25 томах. Издание ...