Аргентина / Переход к демократии. Аргентина в конце XX — начале XXI века
Первоочередными задачами администрации президента Альфонсина стала стабилизация экономики, долгое время находившейся в тяжёлом кризисе, посредством проведения неолиберального экономического курса, а также нейтрализация политической роли военных. В области экономики был введён в действие план «Аустраль», предусматривавший проведение жёсткой кредитно-денежной политики, сокращение государственных расходов, замораживание цен и заработных плат, девальвацию национальной валюты и введение новой валюты — аустраля, реструктуризацию внешнего долга и тому подобного.
Указанные меры позволили восстановить доверие иностранных кредиторов и инвесторов, рост инфляции замедлился. Вскоре после инаугурации президент Альфонсин отменил амнистию военным, участвовавшим в «Грязной войне». По обвинениям в нарушении прав человека были осуждены не только члены военной хунты, пришедшей к власти в 1976 году, но и сотни офицеров, принимавших участие во внесудебных расправах над оппозиционерами. К концу президентства Альфонсина инфляция снова начала расти, достигнув угрожающих размеров, аустраль быстро обесценивался по отношению к доллару США. Одновременно увеличивалось недовольство части офицерского корпуса, требовавшей прекратить расследование преступлений хунты и увеличить расходы на модернизацию вооружённых сил. Было предпринято несколько попыток военного переворота, хотя большая часть армии сохранила лояльность гражданским властям.
На выборах в мае 1989 года победы добились перонисты. Рауль Альфонсин подал в отставку за несколько месяцев до истечения шестилетнего президентского срока на фоне социально-экономической нестабильности, вызванной продовольственными бунтами вследствие резкого повышения цен. К власти досрочно пришёл президент Карлос Сауль Менем. В целом к этому времени Хустисиалистская партия претерпела значительные изменения в сторону ограничения традиционной популистской риторики и к поправела«. Президент Менем продолжил применение неолиберальных мер для стабилизации экономики, ещё больше сократив государственные расходы, приватизировав убыточные государственные предприятия, зафиксировав уровень заработной платы посредством многосторонних договорённостей между профсоюзами и работодателями, подавив гиперинфляцию и введя полную конвертируемость новой национальной валюты — аргентинского песо — на основе плана неолиберальных преобразований, который был предложен министром экономики Доминго Кавалло. После очередной попытки военного переворота в декабре 1990 года для получения гарантий лояльности военных была амнистирована часть офицеров, осуждённых за совершенные во время «Грязной войны» преступления (амнистию получили и некоторые активисты левых группировок). Относительная политическая стабильность и принятые ранее меры улучшили положение в экономике: снизилась инфляция, возобновился экономический рост. В этих условиях Менем предпринял попытку провести референдум для изменения некоторых положений конституции (главным образом касающихся процедуры избрания президента), однако благодаря заключению пакта с оппозицией конституционные изменения были осуществлены парламентским путём.
Выборы 1995 года подтвердили успешность выбранного курса: Менем был переизбран на второй президентский срок, и хустисиалисты добились значительных электоральных успехов на федеральных и провинциальных выборах. Однако вскоре неолиберальная экономическая модель развития начала давать сбои вследствие падения курса песо, роста бюджетного дефицита для финансирования социальных программ и сохранения высокого уровня безработицы. На президентских выборах 1999 года победу одержал Фернандо де ла Руа, представлявший Гражданский радикальный союз ГРС в союзе с небольшими партиями добился перевеса над перонистами в нижней палате Национального конгресса). К тому времени экономика Аргентины вступила в фазу спада, вызванного глобальной экономической конъюнктурой остановить, который новая администрация пыталась путём сокращения государственных расходов и увеличения налогов однако в целом эти попытки оказались нерезультативными. В конце 2001 года на волне массовых акций протеста и худшения экономического положения Фернандо де ла Руа подал в отставку. Ситуация в стране продолжала быстро ухудшаться. В 2001–2002 годах Аргентина оказалась не в состоянии обслуживать внешние долговые обязательства. В условиях структурного кризиса, разразившегося в стране, стал очевиден кризис политической власти. Президентский пост временно замещался политиками, избираемыми Национальным конгрессом и быстро уходившими в отставку в силу неспособности исправить ситуацию (Рамон Пуэрта, Адольфо Родригес Саа, Эдуардо Каманьо, Эдуардо Дуальде).
Ситуация относительно стабилизировалась лишь к 2003 году. На президентских выборах 2003 года основная борьба развернулась между двумя представителями Хустисиалистской партии — бывшим президентом Менемом и представителем левого крыла партии губернатором Нестором Киршнером. В первом туре Менем набрал больше голосов, чем его конкурент, но перед вторым снял свою кандидатуру, что принесло победу Киршнеру. В области экономики администрация Киршнера отказалась от некоторых наиболее жёстких неолиберальных принципов, на фоне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры возобновился экономический рост, была осуществлена реструктуризация внешнего долга (частично списан), что позволило увеличить финансирование социальных программ и снизить уровень безработицы. В стране впервые за долгое время наметился стабильный рост ВВП.
В Аргентине во время кризиса начала 2000-х годов широкое распространение получили «низовые» самоуправляющиеся структуры сетевого типа, которые заместили потерявшие легитимность традиционные формы социально-политической организации и управления. Рабочие брали под контроль разорившиеся предприятия, самостоятельно восстанавливая их функционирование. Новые власти, попытавшиеся соединить экономические положения неолиберализма с классическими элементами хустисиализма, проявили лояльность к этим процессам, получившим название «горизонтализм». Сторонники Киршнера смогли взять под контроль Национальный конгресс и представительные органы власти в провинциях.
На волне популярности Нестора Киршнера на президентских выборах в декабре 2007 года победу одержала его супруга — Кристина Фернандес де Киршнер. Она в целом продолжила политику предыдущего президента. Реагируя на значительный рост цен на продовольствие и энергоносители на мировом рынке, правительство Аргентины предприняло меры по защите внутреннего рынка. В начале 2008 года были введены жёсткие ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива, отмена которых была обусловлена снижением внутренних цен нефтеперерабатывающими предприятиями. В целях борьбы с ростом цен на продукты питания и увеличения бюджетных доходов правительство в марте 2008 года увеличило пошлины на экспорт некоторых видов сельскохозяйственной продукции (сои, пшеницы, кукурузы и др.), что вызвало негативную реакцию со стороны производителей, сопровождавшуюся массовыми акциями протеста, блокированием транспортных магистралей и тому подобного. В июле 2008 года президент Фернандес де Киршнер была вынуждена отменить решение о повышении экспортных пошлин. В феврале 2009 года отношения правительства с производителями сельскохозяйственной продукции, пострадавшими от сильной засухи, снова обострились. Указанные события привели к падению популярности президента Фернандес де Киршнер и поддерживающих её партий, что отразилось на результатах парламентских выборов летом 2009 года.
← Назад | Переход к демократии. Аргентина в конце XX — начале XXI века | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Аргентина в XIX — начале XX века
- Аргентина под властью военных и консерваторов
- Президентство Хуана Перона
- Попытки перехода к демократическому правлению, период политической нестабильности и возвращение Перона к власти
- Военные у власти: 1976–1983 годы
- Переход к демократии. Аргентина в конце XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1970–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Аргентины в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Аргентины в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Справочник «Латинская Америка» выпускается издательством в двух томах. Это ...
В настоящее издание вошли «Очерки геологического прошлого Европейской России», ...
Автор книги — выдающийся писатель и естествоиспытатель — рассказывает о ...