Гватемала / Особенности законодательной власти
Законодательная власть представлена однопалатным парламентом — Конгрессом Республики. Конгресс состоит из 158 депутатов, избираемых путём всеобщих равных и тайных выборов сроком на четыре года по смешанной несвязанной избирательной системе: 65 % депутатов избираются по мажоритарной системе в одномандатных или многомандатных избирательных округах (в зависимости от численности населения), 45 % — по пропорциональной системе по национальным партийным спискам (ст. 157).
Депутатом конгресса может стать гватемалец по рождению, полностью дееспособный (ст. 162). Депутаты представляют народ и высших должностных лиц нации; в качестве гарантии для надлежащего исполнения конгрессом своих полномочий депутатам предоставляется личный иммунитет (ст. 161).
Резолюции Конгресса Республики должны приниматься абсолютным большинством голосов за исключением тех случаев, когда законом предусмотрено иное (ст. 159).
Конгресс каждый год выбирает руководящие органы. Перед закрытием очередной сессии выбирается постоянная комиссия под председательством спикера парламента, которая действует в период между сессиями парламента (ст. 163).
Полномочия и функции Конгресса Республики включают: контроль над деятельностью глав исполнительной и судебной власти; принятие отставки президента и вице-президента; наделение полномочиями вице-президента в случае временного или постоянного отсутствия президента; контроль над армией в том случае, если президент отказывается покинуть свой пост в конституционном порядке; возбуждение судебного дела против президента, вице-президента, судей Верховного и Конституционного судов, членов Центральной избирательной комиссии, министров, заместителей министров, сотрудников администрации президента, прокурора по правам человека, генерального прокурора, главы ведомства по налогам и сборам; установление факта физической или психической недееспособности президента 2/3 голосов (такое решение должно быть подтверждено заключением авторитетной комиссии из пяти медицинских работников, обладающих достаточной компетенцией); подачу запроса исполнительной власти (в этом случае в течение 48 часов министр или министры, к которым обращена интерпелляция, должны ответить на вопросы Конгресса Республики); принятие и внесение поправок в законы; установление налогов, сообразуясь с нуждами государства; ежегодное принятие или отклонение целиком или по частям бюджета; объявление войны и заключение мира; объявление амнистии заключённым и др. (ст. 165, 166, 171).
Министры обязаны посещать сессии Конгресса Республики по приглашению парламентских комиссий. Министр, приглашённый парламентской комиссией, имеет право высказывать своё мнение по текущей дискуссии или проблемам, которые находятся в его компетенции. Конгресс может выразить вотум недоверия министру; в этом случае министр должен либо подать в отставку, либо предоставить конгрессу оправдательные объяснения (ст. 167).
Конгресс Республики (или постоянная комиссия) обладает полномочиями назначать дату выборов в случае, если этого не делает Верховный суд (ст. 169).
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Центральная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Противоборство консерваторов и либералов
- Гватемала в XX веке
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1970–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Конгрессе Республики по итогам выборов 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Гватемалы в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Гватемалы в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В начале прошлого века русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев ...
Книга состоит из трёх больших глав, в которых с исчерпывающей полнотой разобраны ...
Это рассказ бывалого полярника об исследованиях, романтике жизни и работы первой ...