Гаити, Республика / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства в случае Гаити может быть оценено как высокое, что подтверждается следующими фактами.
В период с 1974 года по настоящее время на Гаити произошли пять попыток неконституционной смены власти и государственных переворотов (успешные — в 1986, 1988, 1991 и 2004 годов, неудачная — в 2001 году).
Нелегальные сепаратистские и легальные сецессионистские движения отсутствуют, однако антиправительственные движения продолжают представлять угрозу безопасности государства и граждан.
Угроза терроризма как самостоятельный вызов безопасности на Гаити отсутствует, поскольку действия, квалифицируемые западными исследователями и СМИ как террористические акты, на практике являются одной из составляющих боевой тактики антиправительственных групп и должны оцениваться скорее как диверсии.
Республика Гаити вовлечена в территориальный спор с США по поводу принадлежности острова Навасса, в 1857 году занятого представителями американской стороны.
Локализация страны в индексе восприятия коррупции позволяет сделать вывод о том, что ситуация с коррупцией на Гаити неудовлетворительная — страна замыкает список наиболее коррумпированных стран. Подобное положение дел обусловливается нищетой подавляющей части населения, незрелостью политических и экономических институтов страны. Коррупция является неотъемлемым элементом её политической, социальной, экономической жизни. Ни одно сколько-нибудь важное решение на Гаити не принимается без взятки. Коррупция порочит образ страны на международном уровне и является одним из основных препятствий для инвестиций в её экономику. Иностранные предприятия не проявляют значительной деловой активности, что прежде всего связано с многочисленными таможенными поборами.
Наиболее яркие коррупционные скандалы связаны с именами Франсуа Дювалье, его сына — Жана-Клода Дювалье (в 1986 году покинул страну, похитив из государственной казны порядка 800 миллионов долларов) и Жана-Бертрана Аристида. По оценочным данным, династия Дювалье присвоила около 1/2 национальных доходов, размещая денежные средства на счетах в зарубежных банках.
Расследование злоупотреблений администрации Аристида стало возможным лишь после его отставки. Ему инкриминируются многочисленные эпизоды нецелевого расходования средств государственного бюджета (по оценочным данным, Аристид и его супруга Милдред перевели на счета в иностранных банках порядка 250 миллионов долларов). Аристид замешан и в международных коррупционных скандалах. Так, в рамках программ международной помощи Тайвань выделил значительные денежные средства на развитие социальной сферы Гаити. При этом средства были переведены на счета двух подконтрольных Аристиду организаций, хотя официальный Тайвань опровергает эти обвинения. Аристид также обвиняется в торговле наркотиками.
Большинство эпизодов являются труднодоказуемыми: в коррупции замешаны многие частные компании, но при этом зачастую очень трудно определить их истинного владельца и соответственно проследить движение денежных средств. Также затруднительной представляется экспертиза финансовой отчётности предприятий как государственного, так и частного сектора, так как большая часть документов была либо утеряна, либо уничтожена.
Правительство Рене Преваля разработало ряд мер, направленных на искоренение коррупции. Было объявлено о намерении сотрудничать с международными организациями в расследовании случаев коррупции. Созданы антикоррупционный комитет и комиссия по расследованию финансовых преступлений. В качестве важного направления своей деятельности Преваль определяет борьбу с наркоторговлей и связанной с ней коррупцией, о чем он заявил на саммите стран Карибского бассейна.
В 2006 году правительством было инициировано расследование злоупотреблений в судебной сфере. В деле фигурировали имена 20 судей и прокуроров. Расследованием преступлений занялся Высший юридический совет. Создание подобного органа оценивается многими наблюдателями как важный шаг на пути реформирования судебной системы.
Борьба с коррупцией является главным условием предоставления Гаити международной финансовой помощи. В 1990-х годах международное сообщество оказало Гаити помощь в объёме нескольких десятков миллиардов долларов, однако практически все средства были потрачены нецелевым образом. Сегодня поддержка может быть оказана лишь при условии полной транспарентности.
Сокращение численности населения не представляет собой угрозу безопасности: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2009», к 2020 году численность населения увеличится до 11,7 миллионов человек (с учётом естественного прироста населения в 2005–2010 годах на 1,9 % в год).
Проблема избыточной миграции осознаётся властями Гаити, которые в принципе заинтересованы в снижении числа граждан, ежегодно покидающих страну и оседающих в США, Франции и других странах, однако не располагают возможностями для осуществления такой политики. Кроме того, миграционные процессы имеют и положительное значение: как сезонные трудящиеся-мигранты (работают в Доминиканской Республике и др.), так и представители диаспоры своими заработками формируют часть национального дохода, а отток части населения позволяет несколько снизить демографическое давление на истощённую экономику.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Карибский бассейн
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Главы государства (президенты) в 1957–2012 годах
- Премьер-министры в 1988–2012 годах
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов Национального собрания по итогам выборов 2010 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Гаити в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Гаити в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2002–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека