Венесуэла / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
Венесуэла располагает крупными запасами углеводородного сырья: подтверждённые запасы нефти — около 80 миллиардов баррелей (шестое место в мире; по другим оценкам — до 270 миллиардов баррелей); подтверждённые запасы природного газа — более 4,3 триллионов кубических м (восьмое место в мире). Доходы от добычи и экспорта углеводородов составляют значительную (более 50 %) долю доходов государственного бюджета.
О значении нефтегазового сектора для экономики Венесуэлы говорят последствия забастовки работников национальной нефтегазовой промышленности в декабре 2002 — феврале 2003 года: прекращение нефтедобычи вызвало отрицательные показатели роста ВВП — в 2002 году ВВП уменьшился на 8,86 % (в 2003 году — на 7,76 %. Рост цен на нефть в последующие годы привёл к ускорению темпов роста ВВП: в 2004 году — 18,29 %, в 2005 году — 10,32 %, в 2006 году — 10,35 %, в 2007 году — 8,40 %, в 2008 году — 4,82 %.
Месторождения нефти в Венесуэле были открыты в 1870-х годах, однако их промышленная разработка началась в 1916–1917 годах и предопределила сырьевой характер экономики, зависимой от конъюнктуры на мировом энергетическом рынке. Рост цен на нефть в 1970-х годах сопровождался увеличением экспортных доходов, направляемых не только на текущее потребление, но и на формирование своеобразного резервного фонда, средства которого периодически направлялись на различные цели, включая социальные программы, подготовку кадров, региональное развитие (промышленные объекты сконцентрированы преимущественно в центральной и западной частях страны), создание новых промышленных объектов и тому подобного.
В середине 1970-х годах нефтяная промышленность Венесуэлы была национализирована, в результате чего возникла одна из крупнейших в мире нефтегазовых корпораций «Петролеос де Венесуэла» (Petroleos de Venezuela, S.A. — PdVSA), владеющая в настоящее время нефтеперерабатывающими активами в ряде промышленно развитых стран мира, но вынужденная вследствие технологической отсталости и недостатка собственных инвестиционных средств сотрудничать с иностранными нефтедобывающими компаниями в разработке новых месторождений нефти (например, в бассейне реки Ориноко, где имеются крупнейшие запасы так называемой тяжёлой нефти) и газа. В 2007 году нефтяные проекты с участием иностранных компаний были национализированы, что вызвало иски ряда американских нефтедобывающих компаний против правительства Венесуэлы и замораживание активов государственной нефтегазовой корпорации в иностранных банках.
В условиях недостаточной прозрачности государственного управления использование значительных доходов от экспорта углеводородов отличалось крайней неэффективностью, уровень которой, по оценкам иностранных экспертов, в последнее десятилетие возрос. Кроме того, зависимость экономики Венесуэлы от мировой конъюнктуры цен на нефть в прошлом делала её уязвимой в периоды падения цен (например, в 1986 году, 1998 году и др.), что приводило к сокращению финансирования социальных программ.
Помимо огромных запасов углеводородного сырья Венесуэла располагает значительными гидроэнергетическими ресурсами.
Зависимость экономики от добывающей промышленности воспринимается властями Венесуэлы как пагубная, поэтому большое внимание уделяется развитию обрабатывающей промышленности, главным образом нефтеперерабатывающей, химической, металлургической (страна располагает значительными запасами железной руды, бокситов, угля, золота, марганцевых руд, вольфрама, никеля и др.), целлюлозно-бумажной.
Традиционными для Венесуэлы являются такие отрасли промышленности, как пищевая, табачная, текстильная, деревообрабатывающая. Сельское хозяйство является одной из наименее развитых отраслей экономики. По данной причине Венесуэла зависит от импорта ряда видов продовольствия, включая зерновые. При этом до недавнего времени отмечалась крайне высокая концентрация земельной собственности, для снижения которой в 2001 году был принят закон, позволяющий перераспределять в пользу нуждающихся неиспользуемые или незаконно присвоенные земли.
Власти Венесуэлы во главе с президентом Чавесом наращивают участие государства в экономике в различных формах (от прямого участия в капитале до субсидирования, например, цен на электроэнергию) под предлогом построения социально ориентированной экономики и защиты наиболее уязвимых слоев населения. В 2003 году исследование, проведённое Всемирным банком, показало, что экономика Венесуэлы является одной из самых регулируемых в мире.
Институциональные изменения в политической сфере в первые годы президентства Чавеса отрицательно сказались на экономике страны, в том числе на сфере финансов. К концу 2001 года усилился отток капиталов из Венесуэлы (в 1980–1990-х годах все сферы экономики подверглись либерализации для привлечения иностранных инвестиций), в связи с чем монетарные власти вынуждены были ввести в феврале 2002 года плавающий курс боливара и увеличить учётную ставку. В начале 2003 года в связи с сокращением золотовалютных резервов был введён фиксированный курс боливара и усилен валютный контроль. Тем не менее эти меры не остановили рост цен на потребительские товары (на фоне высокой инфляции), и президент Чавес в 2007 году угрожал национализировать сферу торговли. В 2009–2010 годах власти начали устанавливать цены на ряд продовольственных товаров, что сопровождается их нехваткой. Правительство также взяло под свой контроль ряд пищевых производств (им устанавливается план на производство определённых объёмов и видов продукции).
По данным международной статистики, в Венесуэле с 2001 года наблюдается парадоксальная ситуация: несмотря на рост государственных расходов и декларации властей о социальной ориентированности государственной политики, наблюдается сокращение реальных расходов на здравоохранение, а по некоторым данным — и на образование, растёт безработица.
Экономическая и политическая нестабильность в 1990-х годах и позднее привели к расширению теневого сектора экономики, который охватывает нелегальную добычу и контрабанду золота (по некоторым данным, до 5–6 тонн ежегодно) и драгоценных камней (включая алмазы), наркотрафик, отмывание денег и тому подобным.
В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2010 года, Венесуэла названа страной с экономикой «высокого среднего дохода» (upper middle income). Также в классификации Всемирного банка Венесуэла определена как страна — заёмщик МБРР, что позволяет ей получать несвязанные (благодаря платёжеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.
В рейтинге конкурентоспособности экономик мира Венесуэла в 2009–2010 годах занимала 113-е место (из 133) с показателем 3,48 балла (наблюдается резкое падение конкурентоспособности на протяжении нескольких лет).
По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (93,83 %); чугун и сталь (1,88 %); алюминий и изделия из него (1,13 %) и др.
По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 год): энергосиловое оборудование (18,82 %); электрическое и электронное оборудование (12,49 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (6,62 %); текстильные и кожевенные изделия, обувь и др. (4,58 %); фармацевтическая продукция (3,68 %); изделия из чугуна и стали (3,37 %); оптические, фотографические, технические, медицинские и др. приборы (3,23 %); пластмассы и изделия из них (2,83 %); мясо и субпродукты (2,69 %); злаковые культуры (2,50 %); органические химикаты (2,32 %); молочные продукты, яйца и др. (2,32 %); бумага, картон, изделия из целлюлозы, бумаги и картона (1,83%); каучук и изделия из него (1,57 %); фураж, отходы пищевой промышленности (1,34 %); жиры и масла животного и растительного происхождения и др. (1,42 %); удобрения (1,03 %) и др.
Основные внешнеторговые партнёры — США (основной потребитель венесуэльской нефти), Колумбия (до обострения отношений один из главных поставщиков продовольствия), Мексика, Нидерланды, Китай, Бразилия, Япония, Аргентина и др.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Период каудильизма
- Попытки перехода к демократии
- Демократическое правление
- Венесуэла в условиях двухпартийности
- Эрозия двухпартийной демократии
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1969–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальной ассамблее по итогам выборов 2010 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Венесуэлы в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Венесуэлы в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека