Венесуэла / Конституционные основы, характеристика формы правления
Венесуэла является президентской республикой. После обретения независимости и до 1960-х годов её политическая жизнь характеризовалась сочетанием длительных периодов политической нестабильности, сопровождавшихся ростом центробежных тенденций и увеличением веса властей штатов в политическом процессе (на фоне ослабления центрального правительства) и авторитарного правления (этому сопутствовали тенденции централизации), с неудачными попытками демократизации. Этим можно объяснить большое число принятых в Венесуэле в разное время конституций (некоторые исследователи насчитывают 27 конституций, включая конституцию 1999 года), а также попыток военных переворотов.
В первой половине XX века Венесуэлой правили авторитарные режимы. В результате, оставаясь номинально федеративной республикой, Венесуэла фактически была унитарным государством. Одним из результатов демократизации политической жизни страны в середине XX века стало принятие в 1961 году новой конституции. Согласно ей, президент, являвшийся главой государства и правительства и избиравшийся прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок, обладал широкими полномочиями (право назначать и смещать министров, руководить конгрессом, объявлять с согласия совета министров чрезвычайное положение с отменой конституционных гарантий и тому подобного), способствовавшими сохранению тенденций централизации. Конституция устанавливала, что законодательная власть принадлежит федеральному конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты депутатов и Сената, а штаты имеют собственные конституции и законодательные ассамблеи и управляются губернаторами.
Избранный в 1998 году президент Уго Чавес объявил целью своей деятельности создание Пятой Республики, а в качестве одного из инструментов для её достижения — пересмотр конституции. В этих целях специально учреждённая Конституционная ассамблея (её члены избирались всеобщим голосованием, и сторонники Чавеса составили абсолютное большинство — 125 из 131) разработала новую конституцию (является одним из самых больших документов такого рода в мире), одобренную на референдуме 15 декабря 1999 года.
В соответствии с конституцией 1999 года президент избирается на шесть лет с правом переизбрания на новый срок (на референдуме в феврале 2009 года избиратели проголосовали за отмену ограничения по количеству сроков занятия поста президента); существенно расширены полномочия исполнительной власти, особенно в области экономики; расширены полномочия центрального правительства по вмешательству во внутренние дела штатов; ограничиваются права предпринимателей и их профессиональных общественных организаций. Кроме того, упразднён Федеральный конгресс. Федеральная законодательная власть представлена однопалатным парламентом — Национальной ассамблеей.
Порядок внесения изменений в конституцию следующий: инициатива внесения поправок может исходить от 15 % избирателей, либо от 39 % депутатов Национальной ассамблеи (в этом случае поправка выносится на голосование, в котором должна набрать большинство голосов депутатов), либо от президента, возглавляющего правительство. После этого в течение 30 дней проходит референдум, который и определяет, вносится ли эта поправка в конституцию или нет. Следует отметить, что поправка не должна противоречить духу конституции, а только дополняет её положения.
В качестве основополагающих ценностей конституция выдвигает основные права и свободы человека, равенство всех перед законом, невзирая на социальный статус, расу, религию, пол и так далее (ст. 19–135). Подчёркивается важность свободы слова, отсутствие цензуры, но при этом вводится запрет на пропаганду войны и ненависти, а также перечисляются различные социальные, культурные и экономические права граждан (например, право на здравоохранение).
Гражданам страны принадлежит право участвовать в политической жизни в активной и пассивной формах (кроме осуждённых). Только венесуэльцы от рождения имеют право занимать должности президента, вице-президента, председателя парламента. Граждане Венесуэлы имеют право созыва Учредительного собрания для изменения политической системы страны или принятия новой конституции. Для этого необходимо решение президента и правительства, а также большинства в 2/3 депутатов Национальной ассамблеи, 2/3 депутатов местных советов и 15 % избирателей. Помимо этого конституция упоминает обязанность народа Венесуэлы смещать любую власть, теряющую демократическую легитимность.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Период каудильизма
- Попытки перехода к демократии
- Демократическое правление
- Венесуэла в условиях двухпартийности
- Эрозия двухпартийной демократии
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1969–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальной ассамблее по итогам выборов 2010 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Венесуэлы в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Венесуэлы в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года ...
Книга для интересующихся географией, историей и исторической географией ...