Венесуэла / Эрозия двухпартийной демократии
В 1984–1993 годах у власти находилось ДД. Правительство во главе с Хайме Лусинчи (с 1989 года — во главе с К. А. Пересом) избрало по рекомендации МВФ курс жёсткой бюджетной экономии, сопровождавшийся падением курса национальной валюты и реальных доходов населения, высокой инфляцией и тому подобным. Это вызвало рост недовольства (в столкновениях 1989 года погибли от 300 до 2 000 человек, было введено чрезвычайное положение). В ответ стали набирать силу радикальные оппозиционные течения как правого, так и левого толка. В 1992 году имели место две неудачные попытки государственного переворота: первой руководил полковник Уго Чавес, второй — его сторонники.
В 1993 году в связи с обвинением в присвоении государственных средств К. А. Перес был отстранён от власти посредством процедуры импичмента (впоследствии осуждён по обвинениям в коррупции и присвоении государственных средств). Временным президентом стал Рамон Хосе Веласкес. На президентских выборах победил представитель левопопулистской коалиции «Демократическая конвергенция» Рафаэль Кальдера. Для выполнения задачи вывода страны из экономического кризиса он был наделён конгрессом в 1994 году особыми полномочиями. В 1995 году был принят закон, разрешающий участие иностранного капитала в нефтедобыче, что повлекло за собой поражение коалиции, поддерживающей президента на выборах в местные органы власти. В 1996 году Кальдера согласился с требованиями МВФ и инициировал реструктуризацию экономики, добившись притока иностранных инвестиций. В 1997 году произошёл очередной скачок цен на нефть, позволивший вывести экономику из состояния острого кризиса (наблюдался рост ВВП). Несмотря на некоторые улучшения в экономике, существенная часть населения по-прежнему жила за чертой бедности, что в совокупности не могло не усугубить недоверие граждан к правящим партиям (ДД и СХП).
Одновременно произошло объединение левопатриотического лагеря вокруг вышедшего из тюрьмы Уго Чавеса. Он создал организацию «Движение Пятая Республика» (ДПР), которая получила поддержку целого ряда партий и движений. Их альянс одержал победу на выборах в Палату депутатов, получив 76 мест, при 55 местах у ДД и 27 — у СХП. Президентские выборы 1998 года закончились победой Чавеса: он получил 56,2 % голосов избирателей.
Новый президент отказался от принесения присяги на старой конституции и потребовал принятия новой. Данный вопрос вызвал в стране непродолжительное противостояние ветвей власти, которое завершилось принятием в 1999 году новой конституции, открывшей в истории страны, по мнению сторонников Чавеса, новый этап развития, именуемый «Пятая Республика». В 2000 году прошли президентские выборы, на которых победу вновь одержал Чавес, получивший 59 % голосов избирателей и карт-бланш на проведение реформ. В 2001–2002 годах Чавес провёл пакет из 49 законов, нацеленных на реформирование земельных отношений и нефтяной промышленности. Противостояние президента Венесуэлы и его политических оппонентов на этом не закончилось, вылившись в 2002 году в беспорядки на улицах Каракаса. 11–13 апреля 2002 года при негласной поддержке США произошёл военный переворот, в результате которого Чавес был смещён с поста президента и арестован, а временное правительство возглавил председатель организации предпринимателей «Федекамарас» Педро Кармона. Поддержка армии и сотен тысяч сторонников помогла Чавесу провести контрпереворот и вернуться к власти в стране 14 апреля 2002 года. После этого оппозиция инициировала бессрочную забастовку с целью смещения Чавеса, которая продолжалась 63 дня. Президент не стал обострять ситуацию, и в конечном итоге оппозиция была вынуждена принести гражданам извинения за забастовку и её тяжёлые социально-экономические последствия.
Противостояние оппозиции и Чавеса перешло в более мирное русло. В середине 2003 года противники собрали необходимое количество подписей в поддержку референдума о вотуме недоверия Чавесу. На состоявшемся в августе 2004 года референдуме оппозиция не смогла набрать требуемое количество голосов для отзыва президента. Избиратели подтвердили полномочия Чавеса (получил 58 % голосов). Это означало, что он мог занимать президентский пост до 2007 года, а затем переизбраться ещё на 6 лет. В 2004 году был принят закон, существенно ограничивший независимость судебной ветви власти и предусматривавший, в частности, изменение процедур назначения и снятия с должностей судей Верховного суда.
На первом этапе после прихода к власти у Чавеса не было чётких планов проведения радикальных социально-экономических реформ. Наряду с изменениями в политической сфере правительство Чавеса через некоторое время резко усилило вмешательство государства в экономическую жизнь, подвергнув жёсткому регулированию компании нефтегазового комплекса и алюминиевой промышленности. Усиление регулирующих и перераспределительных функций государства позволило облегчить положение беднейших слоев населения, хотя в целом негативно сказалось на положении среднего класса и предпринимателей. Экономические эксперименты Чавеса предусматривали и другие, внеэкономические меры воздействия. В частности, согласно «Плану Боливар — 2000», более 100 тысяч военных и государственных служащих должны были быть задействованы в проектах развития различных социально-экономических объектов. В январе 2005 года Чавес подписал закон о земельной реформе, имеющий целью ликвидацию крупных землевладений. Свою политику Чавес характеризовал как «социализм XXI века».
США остаются одним из основных потребителей нефти, добываемой в Венесуэле. По мере радикализации внутренней и внешней политики и нарастания критики в адрес действий администрации США со стороны правительства Венесуэлы отношения между двумя странами стали резко ухудшаться. После объявления Чавесом в 2008 году американского посла персоной нон грата они оказались на самом низком уровне за всю историю двусторонних отношений. Чавес часто подвергается критике со стороны руководства США, на что предпочитает отвечать напоминаниями о зависимости США от венесуэльской нефти. В феврале 2006 года президент и вслед за ним министр энергетики стали открыто использовать угрозу прекращения поставок нефти в США в случае, если позиция официального Вашингтона по отношению к Венесуэле не будет смягчена. Более того, власти Венесуэлы объявили, что развёрнута широкомасштабная подготовка (с упором на ведение партизанской войны) двух миллионов резервистов на случай вторжения США в страну. Чавес активно использовал нефтяной фактор и для усиления своих позиций в регионе: в июне 2005 года Венесуэла и 13 государств бассейна Карибского моря подписали соглашение о создании регионального нефтяного альянса «ПетроКарибе». Венесуэла обязалась снабжать его участников нефтью по льготным ценам.
На парламентских выборах 2005 года, которые оппозиция бойкотировала, абсолютную победу одержали сторонники Чавеса (на фоне чрезвычайно низкой явки избирателей).
Чавес победил и на президентских выборах 2006 года. Эта победа стала отправной точкой для попыток президента тем или иным путём обеспечить сохранение своей власти на более продолжительный срок. В декабре 2007 года инициированный Чавесом референдум о внесении изменений в конституцию для увеличения президентского срока с шести до семи лет и снятия ограничений по числу президентских сроков закончился его поражением. 15 февраля 2009 года, вслед за прошедшими в ноябре 2008 года муниципальными выборами, победу на которых одержали сторонники Чавеса, состоялся референдум, на который был вынесен один вопрос — о праве на бессрочное избрание губернаторов и мэров городов. За поправку к конституции высказались 55 % граждан, против — 45 %. Оппозиция утверждала, что во время подготовки референдума Чавес на полную мощность использовал административный ресурс. Победа на референдуме обеспечила определённый запас прочности харизматичному лидеру, добившемуся некоторых позитивных изменений в стране, но она же констатировала и серьёзный внутриполитический раскол в Венесуэле.
← Назад | Эрозия двухпартийной демократии | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Период каудильизма
- Попытки перехода к демократии
- Демократическое правление
- Венесуэла в условиях двухпартийности
- Эрозия двухпартийной демократии
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1969–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальной ассамблее по итогам выборов 2010 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Венесуэлы в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Венесуэлы в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX столетия. По описанию Хорунжего ...
В книге популярно рассказано о кардинальных законах природы, обусловливающих ...