Бразилия / Разделение и взаимодействие ветвей власти

Конституция Бразилии официально закрепляет разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые обладают сопоставимым объёмом полномочий (ст. 2). Президент и исполнительная власть в целом доминируют в политическом процессе страны. Круг компетенций президента охватывает также законодательную и судебную сферы. При разработке конституции 1988 года была предпринята попытка ограничить исполнительную ветвь власти путём расширения полномочий двух других ветвей.

Глава государства — президент — избирается путём всеобщих равных и тайных выборов. Наряду с ним избирается также вице-президент. Президент формирует кабинет министров и возглавляет его. Кабинет министров не подотчётен Национальному конгрессу, а президент не имеет право распустить Национальный конгресс. Таким образом, в Бразилии реализуется президентская модель разделения властей.

Законодательная инициатива принадлежит депутатам обеих палат Национального конгресса, президенту, Верховному суду, генеральному прокурору, а также группам граждан страны (ст. 61). Президент имеет исключительное право инициировать законопроекты, целью которых является бюджетная политика и реформирование органов исполнительной власти и государственной службы. Хотя президент может наложить вето на законопроект или его часть, Национальный конгресс в силах его преодолеть простым большинством голосов депутатов на совместном заседании палат (ст. 66). Национальный конгресс может делегировать президенту право принимать нормативные акты, имеющие силу закона.

Глава государства может быть смещён Национальным конгрессом в случае, если он нарушил закон или превысил свои полномочия (ст. 86). Процедура импичмента инициируется Палатой депутатов (2/3 голосов). Решение принимает Федеральный Верховный суд (в случае совершения им преступления) или Федеральный сенат (в случае злоупотребления президентом своими полномочиями).

Федеральный Верховный суд (ст. 102) может объявить закон неконституционным. Обратиться в суд с требованием рассмотреть конституционность закона, законопроекта, указа или решения может широкий круг высших должностных лиц федерального уровня: президент, генеральный прокурор, председатели обеих палат Национального конгресса, а также губернаторы штатов, представители партий, представленных в Национальном конгрессе, и профсоюзы (ст. 103). Также Федеральный Верховный суд призван решать споры между другими органами власти.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Об изучении естественных производительных сил России / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года (издательство «Известия академии наук»).Об изучении естественных производительных сил России
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...
Зоогеографический атлас с объяснительным текстом / Прижизненное издание. Москва, 1912. Издание М. и С. Сабашниковых. Ледериновая типографская папка. Большой формат. Сохранность хорошая. Издание содержит 30 таблиц рисунков, иллюстрирующих животное население суши земного шара по зоологическим областям, с объяснительным текстом и картой зоологических оЗоогеографический атлас с объяснительным текстом
Прижизненное издание. Москва, 1912. Издание М. и С. Сабашниковых. Ледериновая ...
Путешествие вокруг света / Настоящая книга повествует о путешествие вокруг света моряка первой половины XIX века Иваном Федоровичем Крузенштерном в 1803. 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Неве».Путешествие вокруг света
Настоящая книга повествует о путешествие вокруг света моряка первой половины XIX ...