Тонга / Особенности законодательной власти
Парламент Королевства Тонга является однопалатным, состоит из короля и Законодательного собрания.
В Законодательное собрание (местное название — Фале Алеа), избираемое до реформы 2010 года на три года, входили члены Тайного совета и правительства, которые заседали в нем в качестве представителей знати, прочие представители наследных аристократов и представители народа (ст. 51). Также членами собрания являлись оба назначаемых королём губернатора (ст. 54), которые при этом не обладали правом законодательной инициативы, однако несли ответственность за исполнение законов на вверенных территориях и могли быть лишены своих постов за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (ст. 55).
В сформированном по итогам выборов 2008 года парламенте места получили 30 человек — как избираемые народом и знатью, так и представители органов власти. Председательствует на заседаниях спикер, назначаемый королём (ст. 61). Принятие законов происходит в трёх чтениях при одобрении абсолютного большинства парламентариев, затем принятый закон отправляется на подпись королю. Представители аристократии обладают исключительным правом обсуждать и принимать законы, регулирующие вопросы жизнедеятельности короля, королевской семьи, наследной аристократии. Закон принимается в трёх чтениях при одобрении абсолютным большинством голосов представителей знати и должен быть подписан королём (ст. 67).
Представитель аристократии может быть подвергнут процедуре лишения статуса парламентария в случае признания его поведения не соответствующим занимаемой им должности, но его дело будет рассматриваться исключительно коллегией, состоящей из представителей знатных семейств. Представитель знати может быть лишён титула и собственности только за преступления, связанные с государственной изменой или угрозой конституционному строю (ст. 71).
В соответствии со ст. 69 конституции кворум составляет половину депутатов. В случае если кворум не достигнут, то заседание переносится на другой день. Если и во второй раз кворум не достигается, король и спикер вправе издать приказ всем членам парламента явиться на заседание. В случае невыполнения приказа депутаты могут быть подвергнуты различным взысканиям, определяемым самим собранием.
Все члены парламента обладают личной неприкосновенностью (ст. 73).
Король обладает правом вето, и Законодательное собрание не имеет права вносить законопроект вновь на рассмотрение до своей следующей сессии (ст. 68).
В 2010 году были внесены существенные изменения в порядок формирования парламента: число избираемых народом членов парламента возросло с 9 до 17 (из 30), число представителей знати (косвенные выборы) составило 9 человек. По должности в состав парламента входят два представителя правительства, которые не избирались (ещё семь депутатов — это члены правительства). Парламент также стал избираться на четыре года. В ноябре были проведены первые выборы по новым правилам, и правительство было впервые в истории Королевства Тонга сформировано по результатов парламентских выборов.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Океания
- Полинезия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (монархи) (с момента обретения независимости) в 1965–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) (с момента обретения независимости) в 1965–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Королевства Тонга в рейтинге по индексу свободы прессы в 2004–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Королевства Тонга в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2007–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых ...