Тонга / Исторический очерк политических традиций
Территория Тонга (на одном из многочисленных полинезийских языков «тонга» означает «южный») была впервые заселена людьми примерно в XIII веке до нашей эры. История тонганской монархии насчитывает около 1 000 лет; власть монархов и их министров, распределение полномочий между которыми несколько раз изменялось, распространялась не только на Тонга, но также на Самоа и Фиджи.
Первыми европейцами, вступившими в контакт с тонганцами в северной части архипелага, были голландцы Виллем Шутен и Якоб Де-Мэр. Основную группу островов вместе с самым крупным из них — Тонгатапу — открыл в 1643 году нидерландский мореплаватель Абел Янсзон Тасман. Продолжительные контакты с европейцами были отмечены только более века спустя, когда острова неоднократно посетил Джеймс Кук и назвал их островами Дружбы.
Первые миссионеры прибыли на острова в 1747 году, однако значительных успехов в деле христианизации удалось добиться только в середине XIX века: король Тауфаахау, пришедший к власти после смены династий, крестился и принял имя Сиаози (Джордж), а его жена — имя Салоте (Шарлотта). Новый монарх объединил страну в рамках Полинезийского королевства и положил конец междоусобицам, при этом в процессе территориальной консолидации христианство сыграло важную интегрирующую роль.
В 1862 году король официально отменил рабство на всей территории страны и учредил парламент. 4 ноября 1875 года под влиянием миссионеров он ввёл в действие конституцию, которая формально утвердила монархию и самого Джорджа Тупоу I в качестве главы государства. Основной закон закреплял отмену рабства, а также предоставлял лицам мужского пола, достигшим 16-летнего возраста, возможность взять в пожизненную аренду участок земли размером 8,25 акра и часть территории деревни размером 3/8 акра для постройки дома. Была введена свобода прессы, а также ограничена власть местных вождей.
В 1900 году группа вождей и европейских поселенцев предприняла попытку сместить второго монарха (внука первого короля) с трона, однако в результате Тонга перешла под протекторат Великобритании в соответствии с подписанным договором о дружбе. Необходимо отметить, что в дальнейшем метрополия в основном контролировала отношения королевства с другими государствами и практически не вмешивалась в его внутренние дела.
В годы Второй мировой войны Тонга состояла в альянсе с Новой Зеландией и, таким образом, выступала на стороне союзников. На островах были размещены войска США, а из тонганцев был сформирован собственный воинский контингент в составе 2 тысяч человек.
В 1970 году Королевство Тонга обрело независимость от Великобритании. При этом оно является уникальным для Содружества государством-монархией, поскольку официально его главой является не британский монарх, а король Королевства Тонга.
На современном этапе для политической жизни страны характерны две тенденции — консервативно-охранительная (представлена королевской семьёй и наследственной знатью) и демократическая. Вместе с тем королевская семья не занимает единой позиции по вопросу реформ: так, принц Туипелехаке (до своей гибели в автокатастрофе в 2006 году) выступал за отмену квоты для депутатов от знати в парламенте страны.
В 1999 и 2002 годы депутаты, избранные обычными гражданами, занимали 9 мест в парламенте Тонга (некоторые из них придерживались традиционалистских взглядов). Остальные мандаты (21) контролировались знатью и правительством, что лишало «народных» депутатов даже минимального влияния на распределение властных полномочий. В 2004 году продемократически настроенные парламентарии предложили провести референдум в целях реформирования системы комплектования Законодательного собрания, которое они предлагали сделать полностью всенародно избираемым. Хотя власти отвергли идею референдума, ими было дано обещание впервые в истории страны назначить министрами двух представителей «обычных» избирателей. Данное обещание было исполнено после выборов 2005 года.
Демократическое движение, несмотря на этот шаг со стороны короля, потребовало структурных изменений политической системы. После волны забастовок король Джордж Тупоу IV был вынужден одобрить создание специального Комитета по пересмотру конституции и отправить в отставку принца Улукалалу Лаваку Ату, занимавшего пост премьер-министра. В марте 2006 года главой правительства был назначен Фелети Севеле. Он стал первым премьер-министром, не являющимся представителем местной знати.
В целях повышения эффективности работы правительства Севеле предложил урезать количество министерских постов вдвое, приватизировать большинство государственных предприятий и уменьшить количество государственных служащих. Также впервые представители аристократии подверглись судебному преследованию: против одного из членов знатного семейства было выдвинуто обвинение в серьёзном преступлении, и он был лишён титула, несмотря на судебное оправдание.
После смерти в сентябре 2006 года монарха Джорджа Тупоу IV Национальный комитет политических реформ представил новому королю и правительству проект нового парламента, состоявшего из 26 депутатов: 17 парламентариев должны были быть избраны народом на всеобщих выборах, а 9 представляли бы наследственную аристократию. Премьер-министр и члены кабинета министров должны были избираться из всего корпуса парламентариев вне зависимости от их статуса. Правительство предложило альтернативный вариант, согласно которому за королём оставалось право назначать премьер-министра и членов правительства, а также выбирать министров за пределами парламента. Демократы не приняли этот проект и в ноябре 2006 года заявили о своём категорическом несогласии с курсом короля. В ответ монарх объявил о роспуске парламента, что вызвало массовые беспорядки в столице. Основной мишенью манифестантов стали правительственные учреждения, а также предприятия, принадлежавшие королевской семье, её бизнес-партнёрам и китайским иммигрантам, которые владели примерно 70 % предприятий на островах. Власти попытались остановить беспорядки при помощи армейских и полицейских отрядов из Австралии и Новой Зеландии. Король ввёл военное положение, предоставлявшее ряд особых полномочий армии и полиции. В итоге 8 человек были убиты, 700 человек арестованы, а общий ущерб от беспорядков был оценён в 147 миллионов долларов США.
Пытаясь достичь компромисса, король и активисты демократического движения вступили в переговоры и пришли к соглашению об увеличении числа депутатов, избираемых на всеобщих выборах, до 21 (9 мест закрепили за представителями аристократии). Необходимо отметить, что консервативно настроенная элита не осталась в стороне от этих процессов и направила королю письмо, подписанное примерно 2 тысячи человек (представители самых разных слоев общества), в котором выразили несогласие со слишком быстрыми, по их мнению, темпами демократических преобразований.
← Назад | Исторический очерк политических традиций | Вперёд →
- Страны мира
- Океания
- Полинезия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (монархи) (с момента обретения независимости) в 1965–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) (с момента обретения независимости) в 1965–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Королевства Тонга в рейтинге по индексу свободы прессы в 2004–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Королевства Тонга в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2007–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Василий Михайлович Головнин — российский мореплаватель, вице-адмирал. В 1792 году ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1916 года ...