Папуа — Новая Гвинея / Исторический очерк политических традиций
В начале XVI века Новая Гвинея была открыта испанскими и португальскими мореплавателями и была известна как «Остров Золота». Западная часть острова была захвачена Испанией в 1545 году и названа Новой Гвинеей. Однако первая серьёзная попытка колонизации Новой Гвинеи была предпринята лишь в 1793 году экспедицией британского офицера Джона Хейеса, в результате которой британцам удалось закрепиться в восточной части острова. В 1828 году о своих притязаниях на западную часть острова заявили Нидерланды; их контроль над этой территорией оставался номинальным вплоть до учреждения в 1898 года на аннексированных землях колониальных административных органов.
В 1884 году Великобритания в дополнение к контролируемым восточным районам Новой Гвинеи установила протекторат на южном побережье. К тому времени в северо-восточной части Новой Гвинеи прочно закрепилась германская колониальная администрация, способствовавшая развитию плантационного хозяйства. Британские и немецкие сферы влияния в Новой Гвинее были зафиксированы в соответствующем англо-немецком соглашении 1855 года. В 1906 году австралийцы унаследовали от Великобритании право на управление британскими владениями в Новой Гвинее, что было подтверждено решением Лиги Наций в 1921 году.
Во время Второй мировой войны австралийцы учредили объединённую администрацию Папуа и Новой Гвинеи, которая сохранилась после войны на основании закона 1949 года, согласно которому все внутренние дела обеих территорий передавались в ведение австралийского администратора, которому оказывали содействие законодательные советы в городах Порт-Морсби и Рабауле.
В 1951 году был организован объединённый Законодательный совет, в состав которого впервые были введены жители Папуа — Новой Гвинеи.
Темпы политических изменений нарастали отчасти по той причине, что ООН активно поддерживала стремление Папуа — Новой Гвинеи к независимости. В 1964 году Законодательный совет был заменён всенародно избранной Ассамблеей, и многие жители страны впервые приняли участие в голосовании. В 1968 году была учреждена территориальная администрация, которая состояла из министров, назначенных из числа членов Ассамблеи. На низовом уровне местные советы, избранные в 1950-х годах и обладавшие правом взимать налоги, в следующем десятилетии постепенно заменили систему констеблей и лулуайс, учреждённую во времена британской и германской колонизации.
Получив большинство в Ассамблее в 1964 году, представители от коренного населения редко пытались перехватить инициативу у австралийских чиновников вплоть до конца 1960-х годов. В 1967 году была образована «Пангу пати» (Объединённая партия Папуа — Новой Гвинеи), которая добивалась предоставления стране больших полномочий в вопросах самоуправления. Вскоре возник и ряд других партий. Однако до наших дней сохранилась только «Пангу пати», которая получает широкую поддержку жителей долины реки Сепик, прибрежных районов Новой Гвинеи и островов. После выборов 1972 года эта партия приобрела достаточное влияние, чтобы вместе с несколькими небольшими группами сформировать национальное коалиционное правительство, которое предприняло шаги к созданию независимого государства и с 1 декабря 1973 года приняло на себя полную ответственность за внутренние дела. 16 сентября 1975 года была провозглашена независимость Папуа — Новой Гвинеи. Майкл Сомэйр, основатель «Пангу пати», возглавил первый кабинет министров суверенного государства.
Деятельность первого правительства осложнялась из-за традиций местничества в политике. Многие ставили на первый план свою лояльность к клану, влиятельной личности или в лучшем случае к собственному лингвистическому или географическому пространству. На острове Бугенвиль и в юго-восточной части Новой Гвинеи (Папуа) возникли сепаратистские движения. В центральных горных районах вспыхнули племенные междоусобицы. Для удовлетворения региональных запросов в 1976 году и в 1978 году были учреждены выборные провинциальные правительства.
Вся система управления страной в 1995 году подверглась перестройке, направленной на децентрализацию власти.
После обретения независимости ни один из премьер-министров не пробыл на своём посту полный пятилетний срок. На первых выборах в парламент в 1977 году победу одержал Майкл Сомэйр, который, находясь во главе партийной коалиции, занял пост премьер-министра. Его правительство получило вотум недоверия в 1980 году, после чего было избрано новое правительство, которое возглавил Джулиус Чан.
В 1982 году в связи с усилением в парламенте «Пангу пати» к власти вновь пришёл Майкл Сомэйр. В ноябре 1985 года правительство Сомэйра снова ушло в отставку в связи с вынесенным вотумом недоверия. Пайс Вингти стал премьер-министром во главе коалиции, состоявшей из пяти партий. Возглавляемая им коалиция победила также на выборах в июле 1987 года. В июле 1988 года правительство Вингти ушло в отставку, и правительство возглавил Рабби Намалиу, который за несколько недель до этого стал во главе «Пангу пати», сместив с этой должности Майкла Сомэйра. Сомэйр впоследствии сформировал партию «Национальный альянс», представители которой были выбраны в парламент в июле 2002 года.
Вингти вернулся к власти после выборов в 1992 года. Он руководил правительством до 1994 года. Выборы 1994 года завершились возвращением Джулиуса Чана на пост премьер-министра. Однако Чан потерял своё место в 1997 году в результате обнародования информации об использовании правительством южноафриканских наёмников для борьбы с повстанцами на острове Бугенвиль.
Билл Скэйт был избран премьер-министром в 1997 году, но ушёл в отставку в 1999 году — перед голосованием за вынесение ему вотума недоверия в связи с доказательствами его причастности к деятельности криминальных банд в Порт-Морсби. Мекер Мораута неожиданно для всех стал премьер-министром в 1999 году.
Майкл Сомэйр снова возглавил правительство в августе 2002 года и остался на этом посту после выборов 2007 года. С 2004 по 2005 годы для борьбы с преступностью на территории страны были размещены полицейские подразделения Австралии, которые затем были выведены по постановлению Конституционного суда. В 2005 году был избран первый президент автономного Бугенвиля — бывший лидер повстанцев Жозеф Кабуи.
В апреле 2011 года деятельность Майкла Сомэйра на посту премьер-министра была приостановлена на две недели в связи с обвинениями в должностных преступлениях, предположительно совершенных 20 лет назад; по истечении этого срока Сомэйр не вернулся к своим обязанностям из-за проблем со здоровьем. В июне того же года семья Сомэйра объявила о его уходе с поста премьер-министра и из политики. В августе парламент избрал Питера О’Нила новым премьер-министром, но в сентябре из Сингапура, где ему делали операцию, возвратился Сомэйр, заявив, что он не уходил со своего поста добровольно и что именно он является действующим премьер-министром. В декабре генерал-губернатор Майкл Огайо объявил избрание Питера О’Нила легальным и легитимным. В январе 2012 года около 30 солдат подняли мятеж и захватили здания главного управления военными силами страны, потребовав при этом возобновления деятельности Сомэйра в качестве премьер-министра (именуется «премьер-министром в оппозиции» с 14.12.2011).
← Назад | Исторический очерк политических традиций | Вперёд →
- Страны мира
- Океания
- Меланезия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (монарх) в 1952–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1977–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном парламенте по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Папуа — Новой Гвинеи в рейтинге по индексу свободы прессы в 2010 году
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Папуа — Новой Гвинеи в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2003–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека