Новая Зеландия / Особенности законодательной власти
Высшим органом законодательной власти является однопалатный парламент Новой Зеландии, который состоит из генерал-губернатора, формального наместника монарха Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, и Палаты представителей. Парламент был создан Конституционным актом 1852 года и имел две палаты вплоть до 1951 года, когда назначаемая верхняя палата была ликвидирована.
По аналогии с положением британского монарха генерал-губернатор имеет символические полномочия созывать и распускать парламент, подписывать принятые Палатой представителей законопроекты, а также исполнять церемониальные функции. Генерал-губернатор назначается британским монархом на формально не лимитированный срок, но по традиции он сменяется каждые пять лет. Он не обязан следовать советам премьер-министра в случаях, когда: 1) премьер-министра явно не поддерживает большинство в парламенте; 2) рекомендуемые действия противозаконны; 3) совет исходит от премьер-министра, который, по мнению генерал-губернатора, намеревается подорвать конституционные основы государства.
Ключевыми функциями Палаты представителей являются: голосование по новым законопроектам и проектам поправок в существующие законы, представительство населения, контроль над политикой правительства в сфере налогов и государственных расходов. Из членов партии большинства Палаты представителей формируется кабинет министров, который несёт ответственность перед парламентом. Процесс принятия законов проходит в три этапа. Поскольку парламент является высшей законодательной инстанцией и в силу отсутствия единого конституционного документа его полномочия весьма значительны. Суды не уполномочены признать недействительным ни один из законопроектов или нормативных актов, утверждённых парламентом, но имеют влияние на законодательный процесс через механизм интерпретации законов.
Несмотря на широкие полномочия, в реальности парламент играет меньшую роль в политическом процессе, чем кабинет министров. Поскольку последний формируется из числа депутатов от партии, получившей большинство мест в Палате представителей, парламент, как правило, поддерживает законодательные инициативы кабинета, который, таким образом, занимает доминирующую позицию в политической системе Новой Зеландии, что является стандартной практикой для вестминстерской модели.
До 1993 года избирательная система Новой Зеландии соответствовала стандарту вестминстерской модели и строилась на мажоритарной системе простого большинства, которая имеет тенденцию к искажению результатов выборов. Так, в 1978 и 1981 годах за Лейбористскую партию проголосовало большее число избирателей, однако большинство мест в парламенте получила Национальная партия, причиной этого были диспропорции, создаваемые действовавшей тогда системой. В 1985 году заместитель премьер-министра, министр юстиции Джеффри Палмер учредил специальную комиссию, которая занималась вопросом реформирования избирательной системы. Результатом её работы стал доклад «К улучшению демократии», в котором предлагалось поменять существовавшую систему на смешанную.
Однако вплоть до 1993 года решение по этому вопросу не было принято, и лишь одновременно с всеобщими выборами 1993 года был проведён референдум, на котором населению было предложено несколько вариантов новой электоральной системы. Большинство избирателей (84,5 %) одобрило идею изменения правил голосования, и 70,3 % из них отдали предпочтение смешанной модели. Таким образом, по новым правилам 120 мест Палаты представителей перераспределяются между депутатами следующим образом: 69 мест получают кандидаты, набравшие большинство голосов по одномандатным округам (7 из которых — округа маори), и оставшееся 51 место распределяется по результатам голосования по партийным спискам. Первые выборы по новой модели состоялись в 1996 году; практика показывает, что по сравнению с опытом до 1993 года диспропорциональность результатов выборов сократилась в десять раз — с 11,1 до 1,11 %. Минимальный процент, который должна набрать партия, чтобы попасть в парламент, составляет 5 %, однако те партии, которые получили большинство голосов хотя бы в одном из избирательных округов в голосовании по мажоритарному принципу, также проходят в парламент. Более 130 лет существует квота в 7 мест в Палате представителей для депутатов от маори.
Парламентские выборы проходят не реже чем раз в три года. Деление территории на избирательные округа непостоянно и обновляется перед выборами по результатам последней переписи населения. Сначала выделяется фиксированная квота в 16 мест для Южного острова, где количество жителей меньше, чем на Северном; далее 7 мест отдаются избирателям-маори, и только затем в равной пропорции по количеству голосующих (с погрешностью 5 %) происходит перераспределение мест и нарезка округов. В случае если по той или иной причине в период между выборами депутат перестаёт выполнять свои обязанности и его место оказывается вакантно, происходят дополнительные выборы в том или ином избирательном округе по мажоритарной системе. Из-за существования квоты для депутатов от маори и в связи с тем, что на выборах 2008 года одна из партий получила больше мест в одномандатных округах, чем по результатам голосования по партийным спискам, численность состава Палаты представителей, избранной в 2008 году, составила 122 человек.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Океания
- Австралия и Новая Зеландия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Британская колонизация
- Новая Зеландия в XX веке
- Новая Зеландия в начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов 2008 года
- Положение и роль СМИ
- Положение Новой Зеландии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Новой Зеландии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Учебник составлен в соответствии с новой программой по курсу физической ...