Новая Зеландия / Новая Зеландия в XX веке
В 1901 году Новая Зеландия отказалась вступить в Австралийское Содружество и уже в 1907 году стала доминионом, равным по статусу Австралии и Канаде. В 1931 году был подписан Вестминстерский статут, по которому Великобритания предоставляла полное самоуправление всем своим доминионам, в том числе и Новой Зеландии.
В 1935 году к власти пришли лейбористы, которые развернули в стране крупные социальные реформы. Увеличение льгот и пособий по социальному обеспечению привело к росту ставки прогрессивного налога. Социальные программы финансировались Резервным банком, национализированным в 1935 году.
Правительство обеспечивало стабильный уровень цен, оптом скупая продукцию и заключая пакетные контракты, в которых были предусмотрены расходы на реализацию. Также был принят закон, по которому минимальные ставки заработной платы назначались Арбитражным судом. Таким образом, лейбористам удалось добиться роста уровня благосостояния населения, высокой занятости и отсутствия инфляции; при этом усилился контроль государства над экономикой.
Внешняя политика Новой Зеландии во многом определялась тесными связями с Британским Содружеством. В мировых войнах она выступала на стороне Великобритании, её военные принимали участие в боях в Африке, Азии, Европе и на Тихом океане. Во время и после Второй мировой войны интенсивно развивалось сотрудничество с США. В 1951 году Новая Зеландия подписала Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС), а в 1954 году стала членом-основателем Организации договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО), однако впоследствии отказалась от военного участия в этой структуре.
В 1949 году на выборах победила Национальная партия во главе с Сиднеем Холландом. Она оставалась у власти вплоть до 1972 года (за исключением короткого периода правления лейбористов). Обе партии придерживались схожих взглядов по большинству ключевых вопросов, поэтому, когда одна сменяла другую в правительстве, ни внешне-, ни внутриполитический курс не претерпевал радикальных изменений.
Для конца 1960-х — начала 1970-х годов характерно развитие экономических связей Новой Зеландии с Японией и усиление экономического, политического и военного сотрудничества с Австралией. В августе 1969 году было заключено австрало-новозеландское военное соглашение, предусматривавшее интеграцию, стандартизацию и кооперацию в оборонной и военно-технической областях.
В 1972 году, после длительного периода доминирования Национальной партии, большинство мест в парламенте получили лейбористы и премьер-министром стал их лидер — Норман Кирк. Это повлекло за собой некоторые перемены во внешней политике: Новая Зеландия признала КНР, отказалась от военного членства в СЕАТО, были отменены льготы на ввоз товаров из ЮАР. Во внутренних делах наиболее остро стояла проблема положения коренного населения. Лейбористы предпринимали действия по развитию системы социального обеспечения, особое внимание уделяя государственной помощи маори. Несмотря на эти меры, в 1975 году перед зданием парламента прошёл марш в знак протеста против притеснений этнического меньшинства.
Экономический спад 1970-х годов затронул и Новую Зеландию. Возросшая инфляция и проблемы в энергетической сфере привели к тому, что в 1975 году к власти вернулась Национальная партия во главе с Робертом Малдуном. Однако новое правительство не смогло остановить рост цен и безработицы, и на выборах 1984 года лейбористы снова получили большинство голосов. Кабинет министров во главе с Дэвидом Лэнги принял решение снизить уровень участия государства в экономике и открыл возможность приватизации компаний с государственным участием. Также были предприняты попытки решения вопроса маори: постановления специального суда по надзору за соблюдением положений Договора Вайтанги получили обратную силу.
Введение лейбористами запрета на допуск судов с ядерным оружием на борту в порты Новый Зеландии привело к резкому ухудшению отношений с США: в 1986 году США приостановили свои военные обязательства перед Новой Зеландией в рамках АНЗЮС.
В 1990 году на выборах большинство голосов получила Национальная партия и премьер-министром стал Джеймс Болджер, проводивший политику сокращения государственных расходов. Несмотря на усилия руководства страны, возникала масса проблем, большинство из которых относилось к социальной сфере. Рост безработицы, межэтнические противоречия, отход от политики строительства государства всеобщего благосостояния — все это вызвало недовольство в обществе. На политической сцене появилась новая партия — Альянс, которая фактически объединила ряд групп, недовольных сложившейся ситуацией.
Политика правительства, направленная на либерализацию экономики, принесла свои плоды, и в 1993 году наметился экономический рост и снижение темпов инфляции. Однако улучшение ситуации в экономике не помогло старым партиям вернуть себе былую популярность, что продемонстрировали выборы 1993 года.
Одновременно с этими парламентскими выборами был проведён референдум по вопросу реформирования избирательной системы. Большинство новозеландцев поддержали идею введения смешанной избирательной системы, при которой число мест, получаемых партией в парламенте, более строго соотносится с числом голосов, полученных ею на выборах. В 1996 году голосование прошло по новой формуле. Это привело к тому, что ни одна партия не получила парламентского большинства и была образована коалиция в составе Национальной партии во главе с Джеймсом Болджером и партии Уинстона Питерса «Новая Зеландия прежде всего». Однако в 1998 году коалиция распалась и у власти осталась Национальная партия. Выборы 1999 года не принесли ей победы, и большинство получили лейбористы в коалиции с Альянсом, а премьер-министром стала Хелен Кларк. Новое коалиционное правительство столкнулось с обострением противоречий между белым населением и маори, которые претендовали на владение значительными территориями и природными ресурсами. Кларк проводила политику, направленную на улучшение благосостояния всего населения страны. Во внешнеполитической сфере большое внимание было уделено укреплению безъядерной зоны в регионе.
← Назад | Новая Зеландия в XX веке | Вперёд →
- Страны мира
- Океания
- Австралия и Новая Зеландия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Британская колонизация
- Новая Зеландия в XX веке
- Новая Зеландия в начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов 2008 года
- Положение и роль СМИ
- Положение Новой Зеландии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Новой Зеландии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Прибыв в Африку в качестве миссионера, Ливингстон в отличает от большинства своих ...
В книге рассказывается о жизни и путешествиях на Север выдающегося русского ...