Науру / Особенности исполнительной власти
Президент является главой государства и правительства, его избирает парламент. Поскольку президент должен являться членом парламента, срок его полномочий равен сроку полномочий парламента и составляет три года (ст. 16, 41). Необходимо отметить, что спикер парламента и его заместитель не могут быть избраны на должность президента (ст. 16). До истечения установленного конституцией срока полномочия президента могут быть прекращены в случае вынесения парламентом вотума недоверия, отставки главы государства или утери им парламентского мандата (ст. 16).
Президент осуществляет руководство деятельностью кабинета министров, председательствует на его заседаниях (ст. 22). В его полномочия входит назначение судей Верховного суда Науру (ст. 49).
Президент вправе ввести режим чрезвычайного положения, предоставляющий ему значительные полномочия (ст. 78). Однако если введение такого режима не одобрено парламентом, срок его действия истекает через семь дней в случае, если парламент проводит свою сессию, и через 21 день, если парламент не проводит сессию на момент объявления режима чрезвычайного положения. Максимальный срок действия одобренного парламентом режима чрезвычайного положения составляет 12 месяцев, однако действие режима может быть прекращено и ранее специальным объявлением президента или решением парламента, поддержанным большинством голосов депутатов. Возможность прекращать режим действия чрезвычайного положения, данная парламенту, позволяет избегать ситуаций, когда президент мог бы неограниченное число раз объявлять такой режим и иметь неограниченные полномочия.
Для отрешения от должности президента должны проголосовать не менее половины всех депутатов парламента.
Этот низкий барьер можно назвать одной из причин политической нестабильности в Республике Науру. После импичмента президента парламент должен в течение семи дней избрать нового главу государства. Если за этот срок ни одна из кандидатур не одобрена депутатами, парламент считается распущенным (ст. 24). Такое положение введено в Основной закон для того, чтобы избежать длительного отсутствия избранного президента в случае, если в парламенте не удаётся сформировать коалицию для его избрания.
Кабинет министров осуществляет управление Республикой Науру (ст. 17), он состоит из президента и министров, которые назначаются из числа членов парламента. Количество членов кабинета министров не может превышать пяти и не должно быть меньше четырёх (ст. 19).
Кабинет министров несёт коллективную ответственность перед парламентом (ст. 17). Также министры слагают свои полномочия в случае избрания нового президента, отставки, в которую их может отправить президент, утери парламентского мандата (ст. 20).
Ст. 25 Основного закона предусматривает должность главного секретаря Науру, который назначается кабинетом министров и не должен являться членом парламента. В сферу его компетенции входят вопросы государственной службы, однако он должен действовать в согласии с кабинетом министров.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Океания
- Микронезия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1968–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913 года ...
Всякий любознательный человек интересуется, почему так, а не иначе называется ...