Кирибати / Особенности законодательной власти
Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту — Палате собрания. Парламент избирается на четыре года, в его состав входят 46 депутатов (по состоянию на 2010 год), в том числе 44 избранных депутата, один депутат от острова Банаба (в соответствии со ст. 53, 117 конституции) и генеральный прокурор (по должности обладает депутатским мандатом, может быть назначен не из числа депутатов).
Право участвовать в избрании депутатов парламента гарантировано всем гражданам страны, достигшим 18-летнего возраста, кроме лиц, находящихся в заключении продолжительностью более 12 месяцев, признанных недееспособными, поражённых в избирательных правах в соответствии с действующим законодательством (ст. 64).
Членом парламента может стать любой гражданин Республики Кирибати, достигший 21-летнего возраста (ст. 55). Для выдвижения кандидатуры необходимо заручиться поддержкой трёх избирателей. Не могут избираться в парламент лица, находящиеся в заключении продолжительностью более 12 месяцев, признанные недееспособными, поражённые в избирательных правах в соответствии с действующим законодательством, госслужащие и лица, тем или иным образом в силу служебной деятельности связанные с проведением выборов (ст. 56). Выборы в парламент проходят в два тура на основе мажоритарной системы.
Число избираемых депутатов зависит от количества населения в округе. Каждый обитаемый остров, а также три части острова, на котором расположена столица (Южная Тарава, Северная Тарава и Бетио), образуют избирательные округа. Избирательные округа с населением менее 2 тысяч человек избирают одного депутата, с населением от 2 тысяч до 3 тысяч — двух депутатов, с населением свыше 3 тысяч — трёх депутатов. В соответствии со ст. 63 конституции, Избирательная комиссия Кирибати имеет право перед каждыми выборами изменять количество избирательных округов, их границы и, следовательно, число депутатов в соответствии с численностью населения и его распределением между островами (но не чаще, чем один раз в четыре года).
В полномочия парламента входит: принятие бюджета (ст. 109), разработка и принятие законов. Правом законодательной инициативы обладает любой депутат. Внесение финансовых законопроектов должно быть согласовано с членами правительства (ст. 68).
Обычно парламент Республики Кирибати проводит три сессии в год по шесть недель каждая. Заседания зачастую имеют бурный характер, транслируются в прямом эфире по местному радио и вызывают большой интерес со стороны населения.
Парламент возглавляет спикер, избираемый членами парламента из кандидатов, не являющихся членами парламента. Депутаты могут снять спикера с должности, если такое предложение поддержат, как минимум, 2/3 членов парламента (ст. 71). В случае отсутствия спикера на каждое заседание для председательства избирается любой депутат, свободный от обязанностей президента, вице-президента, министра или генерального прокурора (ст. 72).
Кворум в парламенте составляет число депутатов, равное половине членов минус один человек. Если общее число депутатов нечётное, то кворум равен половине от ближайшего меньшего чётного числа минус один человек (ст. 74). Законы принимаются простым большинством, при этом спикер не имеет права голоса. В случае если при рассмотрении законопроекта на заседании парламента председательствует депутат, заменяющий отсутствующего спикера, он обладает правом решающего голоса при равном распределении голосов, но в то же время лишён права обычного голоса. Если голоса распределяются поровну, законопроект считается отклонённым (ст. 73).
В конституции (ст. 57) предусмотрена возможность прекращения полномочий депутата в случае нарушения регламента (например, пропусков заседаний) и утери гражданства. Также, согласно ст. 58, депутат лишается мандата при тюремном заключении по приговору суда (после отклонения всех возможных апелляций). В ст. 59 предусмотрена возможность отзыва народного избранника, для чего требуется собрать подписи большинства жителей соответствующего округа. Подписанная петиция поступает спикеру парламента, который направляет её в Избирательную комиссию. Затем в округе проводится референдум, на котором большинство жителей должно высказаться за отзыв. В случае отзыва депутата в течение трёх месяцев должны быть проведены довыборы по соответствующему округу. Спикер не имеет права передавать петицию в Избирательную комиссию, если со времени последних выборов в округе или референдума по подтверждению полномочий депутата прошло менее шести месяцев. Процедура отзыва не может быть применена по отношению к президенту, вице-президенту, министрам и генеральному прокурору.
Роспуск парламента производится в случае вынесения вотума недоверия правительству большинством членов легислатуры (ст. 78), при этом очередные выборы должны быть проведены не позднее чем через три месяца (ст. 79).
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Океания
- Микронезия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государств (президенты) в 1979–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате собрания по итогам выборов 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Республики Кирибати в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2007–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
А. Томилин — преподаватель института. Его новая книга, которую издательство ...
Предлагаемая вниманию читателей книга — своего рода летопись геологических ...