Австралия / Особенности законодательной власти
Законодательная власть в Австралии осуществляется двухпалатным федеральным парламентом. Гл. 1 конституции определяет порядок работы и состав парламента. Федеральный парламент состоит из Сената и Палаты представителей. Поскольку Австралия — федерация, то в компетенцию федерального парламента входят: вопросы войны и мира, организации обороны и вооружённых сил; внешней и внутренней торговли, налогообложения; чеканки монет и денежного обращения; назначения пенсий и предоставления пособий; вопросы иммиграции и эмиграции, натурализации; брака и развода; почтовых услуг; авторского права, патентов и торговых марок; мер и весов; контроль за железными дорогами.
Основные функции парламента: формирование правительства; разработка законов; представительство интересов различных социальных групп; контроль за работой правительства; обеспечение деятельности «альтернативного правительства». В Австралии оппозиция имеет официально признанный статус в федеральном парламенте и других легислатурах. Оппозиция формирует «теневой кабинет», члены которого готовы в случае необходимости взять бразды власти в свои руки. Оппозиция играет роль главного критика правящего кабинета и предлагает альтернативные политические решения.
Сенат состоит из 76 сенаторов, по 12 сенаторов от каждого штата (независимо от численности населения) и по 2 представителя от Австралийской столичной территории и Северной территории. Сенаторы избираются на 6 лет, каждые 3 года состав Сената обновляется наполовину (ст. 13). Исключение составляют 4 сенатора от федеральных территорий, избираемые максимум на три года. Согласно ст. 128 конституции, Сенат может отклонить предложения о поправках к конституции. В отличие от Палаты представителей Сенат не может вносить поправки в финансовые законопроекты (ст. 53).
Палата представителей состоит из 150 депутатов (число парламентариев в нижней палате должно быть в 2 раза больше, чем в верхней), избираемых на 3 года. Согласно ст. 27 конституции, возможно изменение численности палаты. Депутатами палаты могут стать граждане Австралии и подданные Великобритании не моложе 18 лет, обладающие активным избирательным правом. Не имеют права принимать участие в избирательном процессе душевнобольные и приговорённые к тюремному заключению.
В соответствии со ст. 44 конституции не могут баллотироваться в парламент: подданные иностранных государств или собирающиеся таковыми стать; виновные в совершении преступления; банкроты или несостоятельные должники; занимающие какую-либо оплачиваемую должность на службе короны (за исключением министров и лиц, находящихся на службе в армии или на флоте) или получающие пенсию из любых доходов Союза.
Существуют два вида постоянных парламентских комитетов: одни проверяют работу правительства, например комитет по образованию, другие — работу парламента, например комитет по процедурам, привилегиям, публикациям.
Кворум в Сенате и Палате представителей — треть от общего числа депутатов. Решение принимается простым большинством голосов.
В том случае, если Сенат дважды отклонил принятый нижней палатой законопроект, генерал-губернатор может распустить парламент (обе палаты) и назначить новые выборы. Если новый парламент также отклоняет законопроект, генерал-губернатор созывает совместное заседание обеих палат.
В современной австралийской истории одновременный роспуск палат происходил шесть раз (последний роспуск в 1987 году). Единственное совместное заседание палат имело место после их роспуска в 1974 году, когда к власти вернулось лейбористское правительство, но при сохранении оппозиционного Сената.
Избирательная система Австралии начала складываться с 1850-х годов и окончательно оформилась к началу XX века. Закон о выборах вступил в действие 1 января 1918 года, затем было принято несколько дополнительных законодательных актов, последний — в 1984 году. Согласно современной законодательной базе, участвовать в голосовании имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста, граждане Австралии или британские подданные, зарегистрированные в избирательных списках Содружества до 26 января 1984 года.
Австралийцы напрямую выбирают членов обеих палат федерального парламента и парламентов штатов и территорий (за исключением однопалатного парламента Квинсленда и двух территорий) и членов местных советов. При этом выборы в представительные органы власти разного уровня проводятся по различным принципам.
Сенаторы от штатов избираются по пропорциональной системе по избирательным округам. Партии предлагают списки кандидатов, количество которых соответствует числу мест в Сенате. Таким образом, партия большинства получает приблизительно половину мест, а остальные достаются партиям меньшинства и независимым кандидатам.
Избирательная система, применяемая при выборах в Палату представителей и во все нижние палаты парламентов штатов, кроме Тасмании, основана на сочетании мажоритарного и преференциального (рейтингового) голосования в одномандатных округах. Преференциальная система голосования в одномандатных округах даёт шанс мелким партиям получить место в парламенте.
Возникающие вакансии (после смерти или отставки парламентариев) заполняются в каждой из двух палат федерального парламента по-разному. Для Палаты представителей в этом случае проводятся довыборы. В Сенате замена сенаторов производится на совместном заседании палат парламента соответствующего штата. В 1977 году была принята поправка к конституции, требующая, чтобы во избежание дисбаланса партийного представительства в Сенате новый кандидат в сенаторы выдвигался от той же партии. Данное положение узаконило старое правило, которое в 1975 году дважды нарушалось нелейбористскими администрациями штатов, пытавшимися сместить федеральное лейбористское правительство и спровоцировать конституционный кризис.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Океания
- Австралия и Новая Зеландия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Австралия до заселения европейцами
- Британские колонии в Австралии в XIX веке
- Создание Австралийского Союза
- Австралия в XX веке
- Австралия в XXI веке
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (монарх) в 1952–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1968–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов 2010 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Австралии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Австралии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Первые дальние плавания народов Средиземноморья. Необыкновенные путешествия ...
Книга известного советского учёного, доктора биологических наук, вице-президента ...