Ямайка / Исторический очерк политических традиций
Остров Ямайка, заселённый индейцами-араваками, был открыт в ходе второй экспедиции Христофора Колумба в 1494 году, однако постоянное испанское присутствие на Ямайке началось с 1509 года. В период правления испанских колонизаторов на Ямайке индейцы почти полностью вымерли в результате жестокой эксплуатации и от занесённых болезней. Остров заселили преимущественно европейцы и выходцы из Африки, привезённые в качестве рабов для работы на плантациях.
XVII век характеризовался превращением острова и прилегающих к нему вод в важный фронт борьбы протестантской Англии и католической Испании за влияние в регионе. Это соперничество породило феномен английского пиратства, зачастую получавшего поддержку администрации Ямайки и властей метрополии.
В 1655 году в ходе военной экспедиции англичане захватили остров, изгнав с него испанцев. Согласно Мадридскому договору 1670 года, Испания признала суверенитет Англии над островом. В период правления англичан плантационное хозяйство — выращивание сахарного тростника (а впоследствии индиго, какао и кофе) — было чрезвычайно прибыльно и требовало бесперебойного притока всё новых рабов. Это привело к превращению африканцев в крупнейшую группу населения на острове. После основания Королевской Африканской компании в 1672 году Ямайка стала одним из важнейших центров работорговли и нелегальной торговли с испанскими колониями в Новом Свете.
В конце XVIII века возникли весомые предпосылки для падения интереса британцев к Ямайке и превращения острова в колониальную периферию. В результате Войны за независимость североамериканских колоний и образования США центр Британской империи стал смещаться из Западного полушария в Восточное, где постепенно сосредоточилось большинство британских владений. Карибские колонии не могли иметь для Великобритании заметного самостоятельного значения без крупнейшего колониального комплекса в Северной Америке, и почти все основные колониальные инициативы метрополии в дальнейшем имели индоцентричный характер.
Британские власти сталкивались с ожесточённым сопротивлением рабов. Непрерывные бунты и падение выгодности рабского труда вынудили британцев отказаться от системы плантационного хозяйства и пойти на отмену рабства (окончательно в 1838 году, хотя работорговля в британских колониях была отменена на три десятилетия раньше). Последовавшая за этим болезненная адаптация экономики к новым условиям и сохранение у власти белого меньшинства, придерживавшегося расовых политических доктрин, не привели ни к улучшению материального положения чернокожего большинства, ни к включению бывших рабов в официальное измерение социально-политической жизни. Поэтому, несмотря на отмену рабства, многочисленные восстания негритянского населения не прекратились, например крупное восстание негритянского населения в 1865 году.
В этот период начался спад производства сахарного тростника, получило распространение выращивание бананов. Сильный ущерб хозяйству острова нанесли землетрясение 1907 года и многочисленные разрушительные ураганы. Экономика Ямайки значительно пострадала от кризиса 1930-х годов.
В 1930–1940-х годах на Ямайке были созданы Народная национальная партия (ННП) и Лейбористская партия Ямайки (ЛПЯ). В 1944 году на Ямайке была принята новая конституция. В стране был создан законодательный орган — Палата представителей, вводилось всеобщее избирательное право. На первых выборах победу одержала ЛПЯ. С этого момента две партии — Лейбористская партия Ямайки и Народная национальная партия — периодически сменяют друг друга у власти на протяжении более полувека.
В 1958 году Ямайка присоединилась к Вест-Индской Федерации — недолговечному государственному образованию. В 1959 году Ямайка получила внутреннее самоуправление. В 1961 году на Ямайке был проведён референдум, на котором избиратели проголосовали за выход из состава федерации. Определяющей причиной распада федерации считаются политические амбиции ямайской властной элиты, полагавшей, что издержки пребывания в союзе с более мелкими государствами превышают возможные выгоды. Выход Ямайки привёл к скорому роспуску Вест-Индской Федерации.
В августе 1962 года остров получил независимость от Великобритании. Признав полную независимость Ямайки в составе Содружества наций, бывшая метрополия стала осуществлять над островом контроль в основном через механизмы экономического присутствия. Предоставление Ямайке независимости отражало эволюцию взглядов правящей элиты Великобритании на пути трансформации своего влияния и придания ему формы, которая отвечала бы новым реалиям, требуя меньших затрат и вызывая меньше недовольства как в бывших колониях, так и у мирового сообщества в целом.
В 1962–1972 годах на выборах побеждала ЛПЯ. Несмотря на экономический рост, страна почти постоянно была охвачена волнениями, протестами населения и забастовками, сопровождавшимися насилием.
ННП, выдвинувшая программу «демократического социализма», пришла к власти в 1972 году, что сопровождалось некоторым охлаждением отношений с США (установлены дипломатические отношения с Кубой и СССР) и попытками обретения экономической самодостаточности (отсюда национализация целых отраслей). Лейбористы вернулись к власти в 1980 году, но правление ЛПЯ сопровождалось масштабными забастовками, и в конце 1989 года на выборах победила ННП.
Несмотря на сложное внутреннее положение, в XX веке Ямайка прочно заняла место важного духовного центра афро-американского цивилизационного ареала, откуда культурные импульсы благодаря английскому языку, миграции и разным типам старых (ещё колониальных) связей в дальнейшем проникали в интеллектуальное поле англосаксонских государств. В США и отчасти в Великобритании эти концепции творчески дорабатывались, обогащались и получали возможность добиться заметного резонанса — в первую очередь благодаря более развитым средствам массовых коммуникаций, способным транслировать соответствующие идеи в другие страны и регионы.
Ямайка стала местом, где возникали как идеалистические (лабораторные) интеллектуальные проекты, схожие с европейским романтическим национализмом, так и культурные феномены, восходящие к традиционному африканскому наследию и обычаям низов карибского социума.
С Ямайки началась публичная карьера Маркуса Гарви — одного из крупнейших идеологов активного чёрного национализма, сторонника территориального разъединения рас и создания независимой Великой Африки, вдохновителя основоположников растафарианства. Ямайский поэт Клод Маккэй был одним из тех, кто стоял у истоков так называемого «Гарлемского ренессанса» 1920 — начала 1930-х годов, важного для роста самосознания чернокожего населения США. В дальнейшем остров был прославлен именами Боба Марли, выдающегося исполнителя музыки в стиле рэгги и пропагандиста растафарианства, и патриарха американского хип-хопа Клайва Кэмпбелла (известен под псевдонимом DJKool Here), вдохновлявшегося ямайскими музыкальными традициями.
Идеи, изначально зародившиеся в среде чернокожего населения и предназначавшиеся преимущественно для африканцев и афроамериканцев, постепенно стали достоянием западной культуры в её расширительном толковании. Они добились заметного успеха как на уровне массовой культуры (рэгги, хип-хоп), так и в качестве субкультуры и андеграунда (растафарианство), что объясняется культурными поисками разных слоев западного общества, нуждавшегося в новых культурных веяниях и в поисках таковых обратившегося к заимствованиям извне.
Ямайка является ярким примером того, как отсталое в социально-экономическом отношении государство может благодаря растущему значению роли СМИ и интеллектуальному голоду в других странах оказывать значительное «мягкое» влияние на умы жителей гораздо более развитых и влиятельных стран. Однако подобное влияние никак не сказывается на благополучии большинства населения самой Ямайки или её месте в отношениях между государствами мира.
← Назад | Исторический очерк политических традиций | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Карибский бассейн
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (монарх) в 1952–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1959–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ямайки в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Ямайки в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1927 года ...