Ямайка / Исторический очерк политических традиций

Остров Ямайка, заселённый индейцами-араваками, был открыт в ходе второй экспедиции Христофора Колумба в 1494 году, однако постоянное испанское присутствие на Ямайке началось с 1509 года. В период правления испанских колонизаторов на Ямайке индейцы почти полностью вымерли в результате жестокой эксплуатации и от занесённых болезней. Остров заселили преимущественно европейцы и выходцы из Африки, привезённые в качестве рабов для работы на плантациях.

XVII век характеризовался превращением острова и прилегающих к нему вод в важный фронт борьбы протестантской Англии и католической Испании за влияние в регионе. Это соперничество породило феномен английского пиратства, зачастую получавшего поддержку администрации Ямайки и властей метрополии.

В 1655 году в ходе военной экспедиции англичане захватили остров, изгнав с него испанцев. Согласно Мадридскому договору 1670 года, Испания признала суверенитет Англии над островом. В период правления англичан плантационное хозяйство — выращивание сахарного тростника (а впоследствии индиго, какао и кофе) — было чрезвычайно прибыльно и требовало бесперебойного притока всё новых рабов. Это привело к превращению африканцев в крупнейшую группу населения на острове. После основания Королевской Африканской компании в 1672 году Ямайка стала одним из важнейших центров работорговли и нелегальной торговли с испанскими колониями в Новом Свете.

В конце XVIII века возникли весомые предпосылки для падения интереса британцев к Ямайке и превращения острова в колониальную периферию. В результате Войны за независимость североамериканских колоний и образования США центр Британской империи стал смещаться из Западного полушария в Восточное, где постепенно сосредоточилось большинство британских владений. Карибские колонии не могли иметь для Великобритании заметного самостоятельного значения без крупнейшего колониального комплекса в Северной Америке, и почти все основные колониальные инициативы метрополии в дальнейшем имели индоцентричный характер.

Британские власти сталкивались с ожесточённым сопротивлением рабов. Непрерывные бунты и падение выгодности рабского труда вынудили британцев отказаться от системы плантационного хозяйства и пойти на отмену рабства (окончательно в 1838 году, хотя работорговля в британских колониях была отменена на три десятилетия раньше). Последовавшая за этим болезненная адаптация экономики к новым условиям и сохранение у власти белого меньшинства, придерживавшегося расовых политических доктрин, не привели ни к улучшению материального положения чернокожего большинства, ни к включению бывших рабов в официальное измерение социально-политической жизни. Поэтому, несмотря на отмену рабства, многочисленные восстания негритянского населения не прекратились, например крупное восстание негритянского населения в 1865 году.

В этот период начался спад производства сахарного тростника, получило распространение выращивание бананов. Сильный ущерб хозяйству острова нанесли землетрясение 1907 года и многочисленные разрушительные ураганы. Экономика Ямайки значительно пострадала от кризиса 1930-х годов.

В 1930–1940-х годах на Ямайке были созданы Народная национальная партия (ННП) и Лейбористская партия Ямайки (ЛПЯ). В 1944 году на Ямайке была принята новая конституция. В стране был создан законодательный орган — Палата представителей, вводилось всеобщее избирательное право. На первых выборах победу одержала ЛПЯ. С этого момента две партии — Лейбористская партия Ямайки и Народная национальная партия — периодически сменяют друг друга у власти на протяжении более полувека.

В 1958 году Ямайка присоединилась к Вест-Индской Федерации — недолговечному государственному образованию. В 1959 году Ямайка получила внутреннее самоуправление. В 1961 году на Ямайке был проведён референдум, на котором избиратели проголосовали за выход из состава федерации. Определяющей причиной распада федерации считаются политические амбиции ямайской властной элиты, полагавшей, что издержки пребывания в союзе с более мелкими государствами превышают возможные выгоды. Выход Ямайки привёл к скорому роспуску Вест-Индской Федерации.

В августе 1962 года остров получил независимость от Великобритании. Признав полную независимость Ямайки в составе Содружества наций, бывшая метрополия стала осуществлять над островом контроль в основном через механизмы экономического присутствия. Предоставление Ямайке независимости отражало эволюцию взглядов правящей элиты Великобритании на пути трансформации своего влияния и придания ему формы, которая отвечала бы новым реалиям, требуя меньших затрат и вызывая меньше недовольства как в бывших колониях, так и у мирового сообщества в целом.

В 1962–1972 годах на выборах побеждала ЛПЯ. Несмотря на экономический рост, страна почти постоянно была охвачена волнениями, протестами населения и забастовками, сопровождавшимися насилием.

ННП, выдвинувшая программу «демократического социализма», пришла к власти в 1972 году, что сопровождалось некоторым охлаждением отношений с США (установлены дипломатические отношения с Кубой и СССР) и попытками обретения экономической самодостаточности (отсюда национализация целых отраслей). Лейбористы вернулись к власти в 1980 году, но правление ЛПЯ сопровождалось масштабными забастовками, и в конце 1989 года на выборах победила ННП.

Несмотря на сложное внутреннее положение, в XX веке Ямайка прочно заняла место важного духовного центра афро-американского цивилизационного ареала, откуда культурные импульсы благодаря английскому языку, миграции и разным типам старых (ещё колониальных) связей в дальнейшем проникали в интеллектуальное поле англосаксонских государств. В США и отчасти в Великобритании эти концепции творчески дорабатывались, обогащались и получали возможность добиться заметного резонанса — в первую очередь благодаря более развитым средствам массовых коммуникаций, способным транслировать соответствующие идеи в другие страны и регионы.

Ямайка стала местом, где возникали как идеалистические (лабораторные) интеллектуальные проекты, схожие с европейским романтическим национализмом, так и культурные феномены, восходящие к традиционному африканскому наследию и обычаям низов карибского социума.

С Ямайки началась публичная карьера Маркуса Гарви — одного из крупнейших идеологов активного чёрного национализма, сторонника территориального разъединения рас и создания независимой Великой Африки, вдохновителя основоположников растафарианства. Ямайский поэт Клод Маккэй был одним из тех, кто стоял у истоков так называемого «Гарлемского ренессанса» 1920 — начала 1930-х годов, важного для роста самосознания чернокожего населения США. В дальнейшем остров был прославлен именами Боба Марли, выдающегося исполнителя музыки в стиле рэгги и пропагандиста растафарианства, и патриарха американского хип-хопа Клайва Кэмпбелла (известен под псевдонимом DJKool Here), вдохновлявшегося ямайскими музыкальными традициями.

Идеи, изначально зародившиеся в среде чернокожего населения и предназначавшиеся преимущественно для африканцев и афроамериканцев, постепенно стали достоянием западной культуры в её расширительном толковании. Они добились заметного успеха как на уровне массовой культуры (рэгги, хип-хоп), так и в качестве субкультуры и андеграунда (растафарианство), что объясняется культурными поисками разных слоев западного общества, нуждавшегося в новых культурных веяниях и в поисках таковых обратившегося к заимствованиям извне.

Ямайка является ярким примером того, как отсталое в социально-экономическом отношении государство может благодаря растущему значению роли СМИ и интеллектуальному голоду в других странах оказывать значительное «мягкое» влияние на умы жителей гораздо более развитых и влиятельных стран. Однако подобное влияние никак не сказывается на благополучии большинства населения самой Ямайки или её месте в отношениях между государствами мира.


←   Назад  |   Исторический очерк политических традиций   |   Вперёд   →



 

Вечная мерзлота почвы в пределах СССР / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1927 года (издательство «Владивосток»).Вечная мерзлота почвы в пределах СССР
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1927 года ...
Географические гомологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1914 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Географические гомологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1914 года ...
Труды по метрологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1936 года (издательство «Стандартгиз»).Труды по метрологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1936 года ...