Чили / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
После возвращения к гражданскому правлению в Чили не было попыток неконституционной смены власти или государственных переворотов. Длительное время отношения Чили с соседними странами осложнялись территориальными спорами. Перешедшие к Чили в ходе Тихоокеанской войны земли Боливии и Перу продолжают оставаться предметом конфликтов: с Перу — по поводу морской границы (в 1975 году страны были на грани войны), с Боливией — по поводу выхода к Тихому океану.
Требование Боливии о возвращении ей выхода к тихоокеанскому побережью, утерянного по договору 1904 года, осложняется сегодня тем, что такой возврат разделил бы территорию Чили надвое, учитывая то, что вне её основного массива остались бы бывшие перуанские земли. Отсутствие решения по данной проблеме (до последнего времени Чили отказывалась признать её существование) серьёзно осложняет чилийско-боливийские отношения, вплоть до невозможности восстановления в полном объёме дипломатических отношений между двумя государствами. Чили декларирует согласие предоставить неограниченный транзит через свою территорию газа и других ресурсов из Боливии, которая требует предоставления суверенного контроля над выходом к Тихому океану (Атакамский коридор).
Существовавший между Чили и Аргентиной спор по поводу принадлежности трёх островов в проливе Бигль, вынесенный по соглашению сторон на рассмотрение международных арбитров, был решён в пользу Чили. Военная хунта в Аргентине отказалась признавать результат арбитража и начала подготовку военной операции для захвата островов, которая не состоялась благодаря вмешательству Ватикана. Ситуация разрешилась подписанием договора между Чили и Аргентиной в 1984 году. В 1991 году президенты двух стран согласились урегулировать 22 из 23 пограничных споров (в целом урегулированы). В 2001 году была создана совместная комиссия для демаркации границы между двумя странами ледового поля Южной Патагонии (Континентальные льды). Спорной продолжает оставаться часть территории Антарктиды, официально включённой в состав Чили (наложение секторов). На часть этой территории претендуют также Аргентина и Великобритания. Однако продление действия Договора об Антарктике, запрещающего какие бы то ни было территориальные приобретения на ледовом континенте, пока делают претензии всех этих стран беспредметными.
Всплеск террористической активности как со стороны левых, так и со стороны правых группировок в Чили пришёлся на начало 1970-х годов. После переворота 1973 года военная хунта прибегла к широкомасштабному террору против оппозиции (государственный терроризм), жертвами которого стали не только многие активисты оппозиции, но и члены их семей, иностранцы и граждане, не принимавшие активного участия в политике. В этих условиях левые группировки продолжали совершать теракты, вели партизанскую войну против правительства и правых. После окончания правления Пиночета террористическая активность пошла на спад не столько благодаря жестокому антитеррористическому законодательству и действиям спецслужб, сколько благодаря процессам демократизации, судебному преследованию высокопоставленных представителей военной хунты и отказу различных групп и движений, за исключением маргинальных, от насилия (несмотря на это, в конце 1980 — начале 1990-х годов были убиты несколько сторонников Пиночета).
В начале 2000-х годов основные акты насилия (столкновения с полицией, сожжение ферм и захват земель) были связаны с борьбой коренного населения, в первую очередь индейцев мапуче, за улучшение своего социально-экономического положения. Неудовлетворение их требований привело к самоорганизации движения протеста индейцев и его радикализации. ООН, чилийские и международные правозащитники обращают внимание на то, что против индейцев по-прежнему применяется антитеррористическое законодательство, принятое во время правления Пиночета, а полиция использует избыточное насилие против индейцев, включая детей.
Чили активно участвовала в «глобальной войне с терроризмом», провозглашённой президентом США Дж. Бушем-младшим, ратифицировала большинство международных соглашений в области борьбы с терроризмом, обменивается информацией со спецслужбами других государств.
Эксперты оценивают уровень коррупции в Чили как низкий.
Исследование «Барометр мировой коррупции-2009», подготовленное международной неправительственной организацией «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International), показывает, какие сферы общественной жизни в стране, по мнению граждан, в наибольшей мере подвержены коррупции. Граждане Чили наиболее коррумпированными считают политические партии и судебную систему (по 4,2 балла по 5-балльной шкале, где 5 — максимальный показатель коррумпированности); государственных служащих (4,0) и законодательные органы (3,9). Наименее коррумпированными жители страны считают СМИ (3,4). 59 % граждан Чили считают действия правительства по борьбе с коррупцией неэффективными.
Чили не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2009», к 2020 году численность населения увеличится до 18,6 миллионов человек (с учётом естественного прироста населения в 2005–2010 годах на 1 % в год).
Согласно официальной точке зрения (2005 год), текущие уровни иммиграции и эмиграции являются удовлетворительными.
В Чили наметилась тенденция роста потребления наркотиков, главным образом кокаина. Территория Чили используется также для транзита наркотиков в Европу и прекурсоров наркотических средств — в Боливию.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Чили в XIX — начале XX века
- Чили в 1932–1970 годах
- Избрание Сальвадора Альенде, военный переворот и режим генерала Аугусто Пиночета (1970–1990 годы)
- Чили на рубеже XX–XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1964–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2009 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Чили в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Чили в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге излагаются основы петрографии горных пород. Даются общие понятия о горных ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...
Книга известных польских писателей Алины и Чеслава Центкевичей посвящена жизни и ...