Чили / Избрание Сальвадора Альенде, военный переворот и режим генерала Аугусто Пиночета (1970–1990 годы)
В годы президентства Фрея были начаты реформы, в которых страна остро нуждалась длительное время. Однако темпы этих реформ не устраивали не только правые (считали реформы социалистическими) и левые (считали реформы не достаточно радикальными) партии, но и население. Расширение политического участия политизировало ранее неактивные слои населения и способствовало радикализации левых и части центристов. На выборах 1970 года правые, представленные Национальной партией, вновь предложили кандидатуру Хорхе Алессандри Родригеса, центристы (Христианско-демократическая партия), потерявшие часть электората, вышли на выборы с новым кандидатом — Радомиро Томичем, а левые, объединившись в Народное единство, вновь выставили кандидатуру Сальвадора Альенде.
На президентских выборах в сентябре 1970 года ни один из кандидатов не получил большинства, тем не менее Алессандри на несколько пунктов опередил Альенде. Согласно конституции, в такой ситуации между двумя кандидатами должен был выбирать Конгресс. Христианские демократы, имевшие крупнейшее представительство в Конгрессе, присоединились к коалиции левых сил, и президентом Чили был избран Альенде (1970–1973 годы).
Правительство Альенде стремилось к построению социализма с «чилийской спецификой». Это не могло не вызывать обеспокоенности у среднего класса. Тем не менее национализация частных банков, медных рудников и некоторых промышленных предприятий была поддержана Конгрессом. В первый год президентства Альенде удалось осуществить «потребительскую революцию», достигнутую благодаря удержанию цен на низком уровне при одновременном повышении занятости и зарплат. Повышение покупательной способности разных слоев населения позволило производителям кратковременно нарастить выпуск продукции.
Реформы натолкнулись на ряд препятствий, проявившихся на втором и третьем годах президентства Альенде. Предложение на рынке не поспевало за спросом, на потребительском рынке начал отмечаться дефицит, резко возросла инфляция. Предприятия переходили под контроль советов рабочих. На этом фоне резко упали цены на медь, составлявшую главную статью чилийского экспорта и основной источник доходов правительства.
Существенное влияние на развитие кризисных явлений в экономике оказало и внешнее давление на Чили. Крупные американские и международные банки и организации приостановили выдачу кредитов Чили, уменьшился объем помощи, предоставляемой США (за исключением помощи по линии военного сотрудничества), и эта потеря не была компенсирована помощью, которую Чили мог предоставить СССР. Имеются свидетельства того, что одновременно США увеличили финансирование оппозиционных Альенде сил.
Экономический кризис сопровождался политическим. Оппозиция блокировала практически все правительственные инициативы, президент был обвинён Конгрессом и Верховным судом в превышении конституционных полномочий. В крупных городах Чили проходили массовые антиправительственные демонстрации. Смена министров не помогла стабилизировать ситуацию. Альенде попытался разрешить кризис, включив в состав нового правительства военных. Это временно стабилизировало обстановку, но напрямую вовлекало армию в политику.
Обстановка в стране ещё больше обострилась после выборов в Конгресс в марте 1973 года. В июне 1973 году была предпринята неудачная попытка военного переворота. Началась бессрочная забастовка транспортников, повергшая в хаос экономическую жизнь страны. Собственники предприятий в разных отраслях останавливали их работу. Попытки иерархов церкви призвать правительство и профсоюз водителей грузовиков к переговорам закончились неудачей. В стране отмечалась гиперинфляция, экономика фактически была парализована. Крайне правые, например «Родина и свобода», и крайне левые, например «Левое революционное движение», призывали к насилию против правительства. По разным данным, активисты «Родины и свободы» неоднократно совершали теракты, например блокировавшие транспортные магистрали и направленные на дальнейшую дестабилизацию в стране.
В августе 1973 года часть депутатов нижней палаты Конгресса обвинила Альенде в систематическом нарушении конституции. Для того чтобы разрешить политический кризис, президент назначил на начало сентября референдум.
11 сентября 1973 года военные во главе с главнокомандующим сухопутных сил генералом Аугусто Пиночетом Угарте совершили военный переворот и свергли правительство Альенде. Во время осады президентского дворца Альенде погиб (по официальной версии, покончил жизнь самоубийством). Действие конституции было приостановлено, Конгресс был распущен, левые политические партии и профсоюзы запрещены, а Христианско-демократическая, Национальная и Радикальная партии были распущены на неопределённый срок. К власти пришла военная хунта, состоявшая из четырёх человек. Позднее хунта стала своеобразным законодательным и совещательным органом, а вся полнота власти перешла к генералу Пиночету (объявлен главой государства в конце июня 1974 года, провозглашён президентом в декабре 1974 года).
Вопреки опасениям, подкрепляемым историческим опытом Чили, страна избежала гражданской войны. Военная хунта быстро взяла страну под контроль, развязав кампанию террора против «внутренних врагов», главным образом представителей левых сил (в соответствии с «Доктриной национальной безопасности»). Под контроль военных, вплоть до занятия ими соответствующих постов, перешли СМИ, органы власти всех уровней, учебные заведения и др. За первые четыре года диктатуры были убиты или пропали без вести тысячи чилийцев (до 30 тысяч человек). Грубые нарушения прав человека стали обыденностью. Многие граждане были вынуждены эмигрировать.
Социально-экономические реформы Альенде были свёрнуты. Официально или фактически национализированные предприятия и земельная собственность были возвращены прежним владельцам. Впрочем, это не улучшило положение в экономике. Во второй половине 1970-х годов экономическая политика режима Пиночета, направленная на радикальное уменьшение государственного участия в социально-экономических процессах, приобрела чёткость. Группой гражданских экспертов, большая часть из которых получила образование или стажировалась в Чикагском университете (известны как «чикагские мальчики»), была разработана неолиберальная экономическая программа. Она предусматривала приватизацию государственных предприятий, свёртывание контроля над частным предпринимательством, замораживание зарплат и сокращение социальных расходов и тому подобного.
Правительство также прибегло к большим финансовым заимствованиям. Все это позволило в значительной степени снизить инфляцию и в 1976–1981 годах добиться экономического роста, так называемого «чилийского чуда», которое прекратило своё существование в начале 1980-х годах после кризиса, связанного с невозможностью обслуживать внешний долг. Кроме того, благоприятное влияние на экономику страны оказал рост цен на медь. Некоторые исследователи отмечают высокую социальную цену «чилийского чуда» (сохранялась безработица, упал уровень жизни).
Первоначально режим Пиночета получал существенную экономическую и политическую поддержку США. Ситуация несколько изменилась после избрания в 1976 году Дж. Картера на пост президента США. Особенно обострились отношения между двумя странами после убийства в 1976 году в Вашингтоне известного политического эмигранта Орландо Летельера. Проведённое расследование прямо указало на участие чилийских разведывательных служб в этом преступлении. Однако в 1979 году власти Чили отказались выдать США трёх высокопоставленных офицеров, обвинённых в убийстве, что послужило причиной свёртывания США дипломатических и экономических отношений с Чили, а также помощи по линии военного сотрудничества.
К концу 1970-х годов правительство А. Пиночета наряду со многими другими военными режимами в Латинской Америке стало переходить на националистические позиции в экономике. Государство превращалось в регулятора потоков прибывающего иностранного капитала, направляя его в те отрасли, в развитии которых оно было больше всего заинтересовано. Отчасти эта эволюция объясняет причины введения США санкций против латиноамериканских военных правительств.
В ответ на критику из-за рубежа режим Пиночета организовал в 1978 году референдум, согласно результатам которого более 75 % населения Чили поддержали действующий режим. Подобные результаты были достигнуты из-за отсутствия условий для оппозиционной деятельности и контроля за голосованием. В 1980 году был проведён новый референдум. На нем была одобрена новая конституция, согласно которой срок пребывания Пиночета у власти продлевался ещё на восемь лет. Референдум 1988 года должен был решить вопрос о продлении полномочий Пиночета ещё на восемь лет. Кроме того, конституция должна была обеспечить «медленный и постепенный переход» к демократическому правлению, который должен был завершиться к 1990 году.
Итоги референдума 1980 года, а также обоснованные сомнения относительно его легитимности стали поворотными для чилийской оппозиции. Разобщённые до того момента, политические партии начали объединение. Углубление экономического кризиса, рост военных расходов и необходимость выплаты процентов по внешним долгам создали оппозиции условия для перехода к открытым выступлениям против режима. В 1987 году хунта была вынуждена легализовать политические партии. Кроме того, начала меняться внешнеполитическая обстановка: происходила постепенная демократизация власти в других государствах Латинской Америки, а США и Европа оказывали на Чили давление в целях скорейшего восстановления демократии. На референдуме 1988 года чилийцы отвергли продление полномочий Пиночета ещё на восемь лет.
← Назад | Избрание Сальвадора Альенде, военный переворот и режим генерала Аугусто Пиночета (1970–1990 годы) | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Чили в XIX — начале XX века
- Чили в 1932–1970 годах
- Избрание Сальвадора Альенде, военный переворот и режим генерала Аугусто Пиночета (1970–1990 годы)
- Чили на рубеже XX–XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1964–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2009 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Чили в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Чили в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Цейлон — государство, расположенное на одноимённом острове в Индийском океане, ...
В монографии обобщены результаты многолетних (1958–2004 годы) гидробиологических ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года ...