Уругвай / Разделение и взаимодействие ветвей власти
Функционирование государственного механизма в Уругвае происходит на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которым посвящены разделы конституции V, IX и XV соответственно.
Уругвай является президентской республикой, поэтому президент является одновременно главой государства и главой Совета министров. Пост премьер-министра отсутствует. В соответствии со ст. 174 президент назначает министрами лиц, пользующихся парламентской поддержкой, гарантирующей им пребывание в должности. Президент имеет право поставить перед Генеральной ассамблеей вопрос о доверии Совету министров и заявить о том, что Совет министров лишился поддержки парламентского большинства. При этом Генеральная ассамблея имеет право выразить недоверие как отдельному министру, так и нескольким министрам или же коллективу министров. Президент республики может принять решение об отставке указанных министров, если постановление о недоверии принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов парламента. В случае если постановление о недоверии принимается решением менее 3/5 голосов от общего числа, то президент в течение 48 часов вправе отказаться отправить в отставку министра (министров) и принять решение о роспуске Генеральной ассамблеи (ст. 148). Однако президент не может реализовать это полномочие в последние 12 месяцев срока своих полномочий. Кроме того, президент имеет возможность воспользоваться полномочием распустить парламент только один раз в течение срока своих полномочий.
Исполнение полномочий президента может быть приостановлено только в случае выдвижения против него обвинения, предусмотренного ст. 93. Эта статья закрепляет за Палатой представителей исключительное право выдвижения обвинения в присутствии членов Сената против членов обеих палат Генеральной ассамблеи, президента и вице-президента республики, государственных министров, судей Верховного суда, Суда административной юстиции и Суда по избирательным спорам, членов Счётной палаты в нарушении конституции или совершении иного тяжкого преступления, после того как по инициативе одного или группы депутатов был поставлен вопрос о наличии признаков состава преступления в деятельности указанных лиц и принято решение обвинительного характера.
Исполнительная власть в лице президента республики и Совета министров располагает правом законодательной инициативы. При этом исполнительная власть имеет право наложить вето на принятый парламентом закон. Вето может быть преодолено на общем заседании Генеральной ассамблеи 3/5 голосов от общего числа присутствующих членов каждой палаты.
Особыми полномочиями в свете разделения властей обладает Верховный суд, в компетенции которого находятся все дела о нарушениях конституции и несоответствии конституции принятых законов по форме и содержанию. Решения Верховного суда в этих случаях окончательны и не подлежат изменению.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Доколониальный и колониальный периоды
- Борьба за независимость
- Укрепление стабильности в стране
- Установление диктатуры
- Восстановление демократического правления
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1972–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов 2009 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2009 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Уругвая в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Уругвая в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1997–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Автор — геолог и альпинист, посетивший самые отдалённые и глухие уголки Непала, — ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...