Соединённые Штаты Америки / Религия и государство, роль религии в политике

По данным Исследовательского центра Джозефа Пью (Pew Research Center — Pew Forum on Religion & Public Life), для современных США характерна следующая конфессиональная картина (процент верующих от взрослого населения, 2008 год): более 3/4 американцев (78,4 %) являются христианами, при этом более половины жителей США исповедуют протестантизм (51,3 %), а к католикам себя относят чуть менее 1/4 населения (23,9 %). В силу раздробленности и фрагментарности протестантских деноминаций Римско-католическая церковь является наиболее крупным единым религиозным объединением в США.

В современном американском протестантизме принято выделять три основные традиции — консервативную (евангелические церкви — Evangelical Churches); умеренно либеральную (так называемую «церковь большинства» — Mainline Churches) и афроамериканскую (традиционные чёрные церкви — Historically Black Churches). К ним себя относят соответственно 26,3 %, 18,1 % и 6,9 % американцев (при этом «церковь большинства», несмотря на своё название, таковой не является). Одновременно протестантские церкви в США принято группировать по происхождению (исторический подход); наиболее значительными группами являются баптисты (к баптистским церквям принадлежат 17,2 % американцев), методисты (6,2 %), лютеране (4,6 %), пятидесятники (4,4 %), пресвитериане (2,7 %), последователи епископальной церкви (1,5 %), конгрегационалисты (0,8 %). Следует иметь в виду, что каждая из указанных групп состоит из нескольких независимых деноминаций, которые могут принадлежать к разным традициям.

К протестантизму близки (хотя официально стоят особняком) мормоны (1,7 %) и свидетели Иеговы (0,7 %). Третья основная ветвь христианства — православие — слабо представлена в США: православные (главным образом греческая и русская православные общины) — 0,6 %.

Последователями других религий (кроме христианства) являются 4,7 % американцев. Наиболее крупными религиозными общинами являются иудеи (1,7 %), буддисты (0,7 %), мусульмане (0,6 % — преимущественно сунниты); индуисты (0,4 %).

Не ассоциируют себя ни с каким вероисповеданием 16,1 % американцев, однако доля агностиков и атеистов среди них является незначительной (1,6 % и 2,4 % жителей США соответственно).

Пестрота религиозного ландшафта осложняется высоким уровнем религиозной мобильности (за свою жизнь сменили религиозные убеждения 28 % американцев).

Конституция США гарантирует свободу вероисповедания и предусматривает разделение церкви и государства: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих её свободное исповедание» (1 -я поправка). Конституция также содержит положение, согласно которому «никогда не будет требоваться принадлежность к какой-либо религии в качестве условия для занятия какой-либо должности или исполнения какой-нибудь общественной обязанности в Соединённых Штатах» (ст. 6).

Однако религиозное сознание — причём сознание в первую очередь христианское — находит отражение на государственном уровне. Бог упоминается в клятве верности Соединённым Штатам (так называемая клятва на верность флагу): «Обязуюсь хранить верность флагу Соединённых Штатов Америки и Республике, которую он олицетворяет, единой перед Богом, неделимой, свободной и справедливой ко всем». Девизом США является фраза «На Бога уповаем» (In God We Trust), используемая на банкнотах и монетах. Присяга членов Конгресса и федеральных судей содержит фразу «Да поможет мне Бог». Эту же фразу обычно произносит при вступлении в должность президент, хотя текст его присяги (приводится в конституции, ст. 2, разд. 1) не содержит упоминания о Боге. Большинство президентов США принимали присягу на Библии. В обеих палатах американского Конгресса существует должность капеллана, который каждый день молитвой открывает работу своей палаты.

Подобная же двойственность характерна и для политической жизни страны. С одной стороны, в США нет партий, строящихся на религиозной основе, с другой — существует достаточно мощный и сплочённый блок избирателей, чьи политические пристрастия определяются их религиозными убеждениями. Эти избиратели — преимущественно приверженцы евангелических церквей — выступают против абортов, однополых браков, преподавания теории эволюции в школах и отстаивают сохранение молитв в государственных школах. Интересы этой группы избирателей наиболее полно отражает часть консервативного крыла Республиканской партии, известная как религиозные правые. Как республиканцы, так и демократы вынуждены учитывать настроения таких избирателей в своей электоральной стратегии.

Протестантизм является частью мейнстрима политической жизни США. 41 из 42 американских президентов принадлежали или были воспитаны в одной из протестантских церквей (лучше всего «представлены» епископальная церковь, пресвитериане и методисты), и лишь однажды во главе страны встал католик — Джон Кеннеди.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Степи Северо-Кавказского края / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «Северный Кавказ»).Степи Северо-Кавказского края
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Календарь русской природы / Автор рассказывает о смене сезонных явлений, описывая незабываемые картины природы Подмосковья. Фенологические обзоры насыщены полезными сведениями из жизни растений, птиц и зверей. Поведают они и о состоянии погоды в том или ином периоде. Познавательный интерес представляет народный календарь каждоКалендарь русской природы
Автор рассказывает о смене сезонных явлений, описывая незабываемые картины ...
Архангельская губерния / В хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, статистическом, физическом и нравственном обозрении, с полезными на все оные части замечаниями. Рукопись относится к 1802 году. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1866 года (издательство «Архангельск, Архангельская губерния
В хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, ...