Соединённые Штаты Америки / Религия и государство, роль религии в политике
По данным Исследовательского центра Джозефа Пью (Pew Research Center — Pew Forum on Religion & Public Life), для современных США характерна следующая конфессиональная картина (процент верующих от взрослого населения, 2008 год): более 3/4 американцев (78,4 %) являются христианами, при этом более половины жителей США исповедуют протестантизм (51,3 %), а к католикам себя относят чуть менее 1/4 населения (23,9 %). В силу раздробленности и фрагментарности протестантских деноминаций Римско-католическая церковь является наиболее крупным единым религиозным объединением в США.
В современном американском протестантизме принято выделять три основные традиции — консервативную (евангелические церкви — Evangelical Churches); умеренно либеральную (так называемую «церковь большинства» — Mainline Churches) и афроамериканскую (традиционные чёрные церкви — Historically Black Churches). К ним себя относят соответственно 26,3 %, 18,1 % и 6,9 % американцев (при этом «церковь большинства», несмотря на своё название, таковой не является). Одновременно протестантские церкви в США принято группировать по происхождению (исторический подход); наиболее значительными группами являются баптисты (к баптистским церквям принадлежат 17,2 % американцев), методисты (6,2 %), лютеране (4,6 %), пятидесятники (4,4 %), пресвитериане (2,7 %), последователи епископальной церкви (1,5 %), конгрегационалисты (0,8 %). Следует иметь в виду, что каждая из указанных групп состоит из нескольких независимых деноминаций, которые могут принадлежать к разным традициям.
К протестантизму близки (хотя официально стоят особняком) мормоны (1,7 %) и свидетели Иеговы (0,7 %). Третья основная ветвь христианства — православие — слабо представлена в США: православные (главным образом греческая и русская православные общины) — 0,6 %.
Последователями других религий (кроме христианства) являются 4,7 % американцев. Наиболее крупными религиозными общинами являются иудеи (1,7 %), буддисты (0,7 %), мусульмане (0,6 % — преимущественно сунниты); индуисты (0,4 %).
Не ассоциируют себя ни с каким вероисповеданием 16,1 % американцев, однако доля агностиков и атеистов среди них является незначительной (1,6 % и 2,4 % жителей США соответственно).
Пестрота религиозного ландшафта осложняется высоким уровнем религиозной мобильности (за свою жизнь сменили религиозные убеждения 28 % американцев).
Конституция США гарантирует свободу вероисповедания и предусматривает разделение церкви и государства: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих её свободное исповедание» (1 -я поправка). Конституция также содержит положение, согласно которому «никогда не будет требоваться принадлежность к какой-либо религии в качестве условия для занятия какой-либо должности или исполнения какой-нибудь общественной обязанности в Соединённых Штатах» (ст. 6).
Однако религиозное сознание — причём сознание в первую очередь христианское — находит отражение на государственном уровне. Бог упоминается в клятве верности Соединённым Штатам (так называемая клятва на верность флагу): «Обязуюсь хранить верность флагу Соединённых Штатов Америки и Республике, которую он олицетворяет, единой перед Богом, неделимой, свободной и справедливой ко всем». Девизом США является фраза «На Бога уповаем» (In God We Trust), используемая на банкнотах и монетах. Присяга членов Конгресса и федеральных судей содержит фразу «Да поможет мне Бог». Эту же фразу обычно произносит при вступлении в должность президент, хотя текст его присяги (приводится в конституции, ст. 2, разд. 1) не содержит упоминания о Боге. Большинство президентов США принимали присягу на Библии. В обеих палатах американского Конгресса существует должность капеллана, который каждый день молитвой открывает работу своей палаты.
Подобная же двойственность характерна и для политической жизни страны. С одной стороны, в США нет партий, строящихся на религиозной основе, с другой — существует достаточно мощный и сплочённый блок избирателей, чьи политические пристрастия определяются их религиозными убеждениями. Эти избиратели — преимущественно приверженцы евангелических церквей — выступают против абортов, однополых браков, преподавания теории эволюции в школах и отстаивают сохранение молитв в государственных школах. Интересы этой группы избирателей наиболее полно отражает часть консервативного крыла Республиканской партии, известная как религиозные правые. Как республиканцы, так и демократы вынуждены учитывать настроения таких избирателей в своей электоральной стратегии.
Протестантизм является частью мейнстрима политической жизни США. 41 из 42 американских президентов принадлежали или были воспитаны в одной из протестантских церквей (лучше всего «представлены» епископальная церковь, пресвитериане и методисты), и лишь однажды во главе страны встал католик — Джон Кеннеди.
← Назад | Религия и государство, роль религии в политике | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Северная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Колониальный период
- Война за независимость и образование США
- Становление американского государства
- Гражданская война и Реконструкция
- США в условиях «раннего постиндустриального общества»
- США в годы Первой мировой войны
- США в межвоенный период
- Участие США во Второй мировой войне
- США в биполярном мире
- США на современном этапе
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1789–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административное деление США (50 штатов и 1 округ)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП США по секторам экономики в 1975–2010 годах
- Доля отраслей в создании добавленной стоимости в 2007 и 2010 годах
- Структура ВВП по расходам в 2007 и 2010 годах
- Экономически активное население, занятость и безработица в США в 1990–2010 годах
- Занятость и доходы населения
- Структура занятости по отраслям в США в 2007 году
- Доходы по группам населения в 2010 году
- Доходы по группам населения: гендерный аспект в 2007 и 2010 годах
- Уровень образования американцев в 2007 и 2010 годах
- Система образования
- Финансовая система
- Основные направления внешнеторговых связей США в 2007 и 2010 годах
- Внешняя торговля
- Внешняя торговля США по типам продукции, миллионов долларов в 2007 и 2010 годах
- Торговый баланс, в миллионах долларов в 2007 и 2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Терроризм и другие угрозы
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Автор рассказывает о смене сезонных явлений, описывая незабываемые картины ...
В хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, ...