Соединённые Штаты Америки / Особенности исполнительной власти
Главой исполнительной власти является президент США. Президентом может быть избран уроженец США не моложе 35 лет, проживший в стране не менее четырнадцати лет. Срок его полномочий установлен в четыре года. Согласно 22-й поправке к конституции, принятой в 1951 году, президент не может избираться более двух раз и исполнять свои обязанности дольше восьми лет.
В случае кончины или отставки действующего президента в должность президента вступает вице-президент. К кандидату в вице-президенты предъявляются те же требования, что и к кандидату в президенты. Он избирается одновременно с президентом на тот же четырёхлетний срок.
Президент и вице-президент формально избираются коллегией выборщиков, за которых голосуют избиратели в каждом из штатов по спискам, предложенным политическими партиями. Выборщики обязываются поддерживать кандидата своей партии, хотя это и не оговорено в конституции. Число выборщиков от каждого штата равно суммарному числу конгрессменов и сенаторов. Партия, чей список набрал наибольшее число голосов по сравнению с другими списками, «забирает» всех выборщиков от данного штата. Победителем на выборах считается кандидат, получивший большинство голосов выборщиков.
Основные полномочия президента сводятся к следующему:
— президент является главнокомандующим армии, флота и народного ополчения (милиции);
— президент может созывать специальную сессию Конгресса в «чрезвычайных случаях», хотя на практике это случается редко. Он должен также периодически информировать Конгресс о «положении Союза»;
— президент может налагать вето на любой законопроект или резолюцию, предложенную Конгрессом, за исключением совместных резолюций, в которых предлагаются поправки к конституции. Конгресс может отменить президентское вето 2/3 голосов в каждой палате;
— президент имеет полномочия назначать по совету и с согласия Сената послов, судей Верховного суда, других должностных лиц, назначение которых не предусмотрено в ином порядке;
— президент имеет право «по совету и с согласия» заключать международные договоры при условии их одобрения 2/3 сенаторов, участвующих в голосовании;
— президент может даровать помилование «за преступления против Соединённых Штатов, кроме случаев импичмента».
В своей деятельности президент сегодня опирается на огромный аппарат исполнительной власти. Он делится на три основные части: администрация, Исполнительное управление президента и независимые регулятивные органы. В его структуре важное место принадлежит администрации президента, в состав которой входят главы министерств (департаментов) — государственный секретарь, министры финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда и др.
После Второй мировой войны возможность влиять на решения президента смещалась от министерств, которые обычно функционировали более или менее независимо, к различным отделам Исполнительного управления президента, созданного в 1939 году и находящегося под его непосредственным контролем. В состав управления входят аппарат Белого дома, включающий советников президента, которые оказывают большое влияние на принятие решений, а также ряд специальных ведомств — Административно-бюджетное управление, контролирующее деятельность ведомств исполнительной власти и готовящее федеральный бюджет, Экономический совет при президенте и Совет национальной безопасности (СНБ), в который помимо президента входят вице-президент, государственный секретарь, министр обороны, министр финансов, директор Национальной разведки, председатель Объединённого комитета начальников штабов и др., а также любые должностные лица, которых президент сочтёт необходимым пригласить на заседание СНБ.
Важную роль в деятельности исполнительной власти играют независимые регулятивные комиссии, возглавляемые двухпартийными советами директоров, такие как Комиссия по торговле между штатами, Федеральная комиссия по торговле, Федеральная комиссия по связи. Вопреки принципу разделения властей они совмещают все три функции государственной власти: разрабатывают проекты законов, принимаемых Конгрессом, несут ответственность за надлежащее исполнение вырабатываемых ими правил, а также осуществляют квазисудебные функции, устраивая слушания и вынося решения по делам, возникающим в связи с исполнением правил и проведением политического курса.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Северная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Колониальный период
- Война за независимость и образование США
- Становление американского государства
- Гражданская война и Реконструкция
- США в условиях «раннего постиндустриального общества»
- США в годы Первой мировой войны
- США в межвоенный период
- Участие США во Второй мировой войне
- США в биполярном мире
- США на современном этапе
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1789–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административное деление США (50 штатов и 1 округ)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП США по секторам экономики в 1975–2010 годах
- Доля отраслей в создании добавленной стоимости в 2007 и 2010 годах
- Структура ВВП по расходам в 2007 и 2010 годах
- Экономически активное население, занятость и безработица в США в 1990–2010 годах
- Занятость и доходы населения
- Структура занятости по отраслям в США в 2007 году
- Доходы по группам населения в 2010 году
- Доходы по группам населения: гендерный аспект в 2007 и 2010 годах
- Уровень образования американцев в 2007 и 2010 годах
- Система образования
- Финансовая система
- Основные направления внешнеторговых связей США в 2007 и 2010 годах
- Внешняя торговля
- Внешняя торговля США по типам продукции, миллионов долларов в 2007 и 2010 годах
- Торговый баланс, в миллионах долларов в 2007 и 2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Терроризм и другие угрозы
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В работе анализируется развитие эмпирических и концептуальных представлений об ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1921 года ...