Соединённые Штаты Америки / США на современном этапе
После распада СССР в 1991 году США оставались единственной сверхдержавой, и казалось, все препятствия на пути утверждения «Американского века» устранены. Однако уже в ходе избирательной кампании 1992 года стало ясно, что в принципиально новой обстановке США предстоит найти ответы на новые вызовы.
Эта миссия выпала на долю очередного президента США — демократа Уильяма (Билла) Клинтона. С его именем связывают очередную попытку обновления либеральной идеологии, её адаптации к условиям постиндустриального общества. Ведомые Клинтоном демократы заявили, что эпоха «большого правительства» закончилась. Это не означало, что либералы нового поколения отказываются от активной социальной политики, но акцент делался на «ответственную финансовую политику», основанную на поддержании сбалансированного бюджета и дальнейшего приведения его к профициту. Эту задачу Клинтон в целом выполнил. Что касается достижений в сфере социальной политики, то они были не столь однозначны. Важнейшая цель либералов — введение системы всеобщего медицинского страхования — осталась нереализованной. Администрация Клинтона постаралась компенсировать эту неудачу значительным повышением минимума заработной платы и увеличением расходов на образование. Осложнило положение демократов и так называемое «дело Моники Левински», в связи с которым против Клинтона была даже начата процедура импичмента.
Однако главный упрёк, который республиканцы предъявляли администрации Клинтона, касался того, что, несмотря на благоприятные условия, созданные распадом биполярной системы, новая однополярная модель международных отношений так и не была создана. Хотя Клинтон мог в качестве контраргумента привести ряд удачных, с точки зрения США, внешнеполитических акций (Дейтонский мир, создание НАФТА, разрешение кризиса в Косове, расширение НАТО на Восток), все это не могло компенсировать неудачи в строительстве однополярного мира.
Противоречивые итоги правления демократов обусловили напряжённую избирательную кампанию 2000 года. Она вошла в историю из-за скандала, связанного с подведением итогов выборов во Флориде. От того, кто победил в этом штате, зависел общий исход президентских выборов. Лишь в середине декабря 2000 года было принято окончательное решение — победителями были признаны республиканцы. Президентом стал Джордж У. Буш-младший, а ключевые посты в его администрации заняли представители правых республиканцев.
На все действия первой администрации Буша-младшего большое влияние оказали события 11 сентября 2001 года. Террористические акты, ответственность за которые взяла на себя исламистская организация «Аль-Каида», позволили президенту США объявить о готовности США возглавить глобальную войну с международным терроризмом. Эта установка оказала определяющее влияние на всю внутреннюю и внешнюю политику Буша-младшего.
В области внутренней политики это выразилось в стремительном увеличении военных расходов и ограничении гражданских прав американцев. Под лозунгом обеспечения внутренней безопасности были значительно расширены права спецслужб по слежке за подозреваемыми лицами и интернировании подозреваемых в пособничестве терроризму; чуть позднее был принят специальный закон о реформе разведывательной службы.
Во внешней политике этот курс вылился в войну против правительства талибов в Афганистане, которое поддерживало тесные контакты с базировавшейся на территории этой страны «Аль-Каидой». В ходе быстротечной операции режим талибов был свергнут и вместо него во главе страны был поставлен лояльный США Хамид Карзай.
Поскольку тема борьбы с международным терроризмом оказалась весьма выигрышной, обеспечивая президенту высокие рейтинги популярности, было решено продолжить начатый курс. В январе 2002 года Буш-младший заявил, что всему цивилизованному миру, и в первую очередь США, угрожает некая «ось зла», главным звеном которой являлся Ирак. Хотя США так и не смогли привести убедительных доказательств агрессивных замыслов режима Саддама Хусейна, в марте 2003 года американские войска вторглись в Ирак. Военная фаза этой операции завершилась для США успешно: правительство Хусейна было свергнуто (позднее он был арестован и казнён), а территория Ирака была оккупирована коалиционными силами во главе с американскими войсками. Оккупационные власти начали готовить почву для «приобщения Ирака к демократии». Все это позволяло Бушу-младшему постоянно заявлять об успехах в борьбе с международным терроризмом.
Эту тему он сделал главной в избирательной кампании 2004 года, и она принесла ему успех. Однако второй срок пребывания на посту президента обернулся серьёзными неприятностями для республиканцев. Стало очевидным, что США завязли в Ираке, который превратился в источник перманентной нестабильности: фаза прямых боестолкновений сменилась фазой затяжной контрпартизанской войны с суннитами, а в политическом плане шииты настойчиво требовали проведения выборов. Потери американцев неуклонно росли до 2008 года, как росли и расходы на содержание оккупационных войск. Политика США в Ираке зашла в тупик, что все яснее понимали и рядовые избиратели, и представители политической элиты.
В 2008 году американцы оказались перед лицом тяжёлого финансово-экономического кризиса, который обрушился на экономику США и вызвал крах ряда банков, огромный бюджетный дефицит, спад производства, массовую безработицу.
Все это оказало глубокое воздействие на ход избирательной кампании 2008 года, в ходе которой официальные кандидаты на пост президента США — республиканец Джон Маккейн и представитель демократов Барак Обама — вели напряжённую борьбу. 4 ноября 2008 года на президентских выборах победу одержал Барак Обама, первый в истории США темнокожий президент.
Первая задача, с которой столкнулась администрация Обамы — борьба с последствиями финансового кризиса. Был предложен антикризисный план, нацеленный на поддержание и стимулирование уровня потребительских расходов, а также на создание 3,5 млн рабочих мест на фоне общего снижения налогов. Несмотря на активное противодействие республиканцев и представителей стихийно организованной Чайной партии, обвинявшей президента в мерах социалистического характера, Конгресс принял законопроект в феврале 2009 года.
Противоречащее предвыборным обещаниям рекордное увеличение бюджетных трат привело к превышению запланированного лимита государственного долга, которое могло привести к дефолту по финансовым обязательствам США. После серии переговоров с республиканцами Обамой был подписан компромиссный законопроект, повышающий данный лимит.
Следующей задачей стало реформирование системы здравоохранения, которое должно было ввести систему обязательного медицинского страхования, позволяя 95 % населения получить медицинскую страховку к 2014 году. Реформа вызвала серьёзное сопротивление со стороны республиканцев, тормозивших принятие законопроекта. Однако он был подписан Обамой до внесения в него поправок, что вызвало подачу судебных исков от 14 штатов. Для снижения напряжённости демократам через день пришлось провести дополнительный проект компромиссных поправок, который также был подписан.
Внешняя политика Обамы была отмечена рядом значимых событий. Одним из первых действий была ликвидация созданной предыдущей администрацией системы тюрем для подозреваемых в терроризме за пределами территории США. Курс нового президента в сфере борьбы с терроризмом шёл вразрез с курсом Дж. Буша-младшего — была предложена стратегия вывода основного контингента войск из Ирака, запрещены пытки в тюрьмах. Бывший вице-президент США Дик Чейни после принятия этих мер обвинил президента в том, что он подвергает США опасности.
В августе 2010 года основной контингент американских войск был выведен из Ирака, оставшиеся 50 тысяч солдат приняли участие в обучении иракских вооружённых сил. 1 сентября 2011 года было объявлено об официальном окончании операции «Иракская свобода», 15 декабря над Багдадом был спущен флаг Вооружённых сил США, что ознаменовало конец почти девятилетнего пребывания войск США в Ираке. Там остаются военные консультанты, призванные помогать местным органам охраны правопорядка.
Однако на фоне окончания операции в Ираке политика Обамы в отношении Афганистана заметно отличается — по его мнению, необходимо сконцентрироваться на антитерро-ристических действиях в Афганистане, что является продолжением политики предыдущего президента.
Переломным моментом в антитеррористической политике США стало уничтожение «врага номер один» — лидера «Аль-Каиды» Осамы бен Ладена, убитого 1 мая 2011 года (по американскому времени) в пакистанском Абботабаде. Тем не менее борьба с «Аль-Каидой» не может считаться завершённой, так как через 5 дней эта организация признала гибель бен Ладена и обещала отомстить за неё. На этом фоне присутствие американских войск в Афганистане получило дополнительную легитимность.
← Назад | США на современном этапе | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Северная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Колониальный период
- Война за независимость и образование США
- Становление американского государства
- Гражданская война и Реконструкция
- США в условиях «раннего постиндустриального общества»
- США в годы Первой мировой войны
- США в межвоенный период
- Участие США во Второй мировой войне
- США в биполярном мире
- США на современном этапе
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1789–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административное деление США (50 штатов и 1 округ)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП США по секторам экономики в 1975–2010 годах
- Доля отраслей в создании добавленной стоимости в 2007 и 2010 годах
- Структура ВВП по расходам в 2007 и 2010 годах
- Экономически активное население, занятость и безработица в США в 1990–2010 годах
- Занятость и доходы населения
- Структура занятости по отраслям в США в 2007 году
- Доходы по группам населения в 2010 году
- Доходы по группам населения: гендерный аспект в 2007 и 2010 годах
- Уровень образования американцев в 2007 и 2010 годах
- Система образования
- Финансовая система
- Основные направления внешнеторговых связей США в 2007 и 2010 годах
- Внешняя торговля
- Внешняя торговля США по типам продукции, миллионов долларов в 2007 и 2010 годах
- Торговый баланс, в миллионах долларов в 2007 и 2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Терроризм и другие угрозы
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Автор учёный-этнограф посвящает свою книгу датскому полярному исследователю ...
Краткий справочник по отечественной морской топонимии. В нем приводится более ...