Соединённые Штаты Америки / США в биполярном мире
В первые послевоенные годы новому руководству США пришлось решать непростые проблемы. Политическая элита этой страны была уверена в скором наступлении «Американского века». Однако на этом пути стояло серьёзное препятствие в лице второй сверхдержавы — СССР. В 1945–1946 годах Вашингтон занимал выжидательную позицию, подготавливая почву для обоснования поворота к конфронтации с СССР. Решающий шаг в этом направлении был сделан в марте 1947 года, когда была провозглашена доктрина Трумэна, символизировавшая начало холодной войны. По сути, США заявили, что готовы противодействовать «советскому вызову» в глобальном масштабе.
Жёсткое противостояние с СССР неизбежно вело к расколу мира на два противоборствовавших блока. Одобрение Конгрессом летом 1948 года резолюции Ванденберга, разрешавшей участие США в региональных объединениях, нацеленных на укрепление безопасности «свободного мира», не только знаменовало собой окончательный разрыв с изоляционистской традицией, но и открыло дорогу для институционализации военно-политических блоков, действовавших под эгидой этой страны. Первый и самый главный такой альянс был создан в 1949 году. Образованный в соответствии с Вашингтонским договором Североатлантический альянс (НАТО) стал важнейшим орудием внешней политики США в биполярном мире. Кульминации конфронтационные тенденции в международных отношениях в этот период достигли в годы Корейской войны (1950–1953 годы), когда локальный конфликт на Корейском полуострове поставил мир на грань новой глобальной войны. Он показал, что силы и ресурсы противоборствовавших сторон примерно равновелики. Это и зафиксировали итоги войны, когда противники вынуждены были, по сути, вернуться к довоенному статус-кво.
Ситуация на внутриполитической арене развивалась по схожей схеме: период с 1945 по 1949 годы был отмечен обострением партийно-политической борьбы, затем обстановка стабилизировалась. Политическому истеблишменту предстояло решать вопросы, связанные с осуществлением реконверсии. Однако возврата к «нормальным временам» не произошло — американский капитализм уже прочно встал на этатистскую платформу, и речь шла о том, будет ли он развиваться в рамках либерально-этатистской модели, либо государственное регулирование основных социально-экономических процессов будет иметь консервативную окраску.
Уже в сентябре 1945 года Трумэн обратился с посланием к Конгрессу, стремясь представить себя продолжателем либерально-реформистского курса Ф. Д. Рузвельта. Позднее, в ходе избирательной кампании 1948 года, эти предложения трансформировались в программу «Справедливого курса», призванную не только обеспечить ему успех на выборах, но и вывести либеральный реформизм на новый виток развития. Вопреки всем прогнозам Трумэн в 1948 году добился победы на выборах. Хотя ему удалось реализовать часть предвыборных обещаний (существенно увеличить минимум заработной платы, расширить круг лиц, подпадавших под действие закона о социальном страховании, выделить крупные средства на строительство жилья для семей с низкими доходами), многие важные предложения программы остались лишь на бумаге. Начавшаяся война в Корее поставила крест на планах дальнейших реформ. Она же подвела черту под двадцатилетней «эрой демократов». На выборах 1952 года победу одержали республиканцы, новый лидер которых генерал Дуайт Эйзенхауэр стал очередным президентом США.
В отличие от бурных 1930-х и 1940-х годов следующее десятилетие вошло в историю как время «консервативного согласия». В подходах к большинству внутриполитических вопросов превалировал консенсус. В сфере внешней политики доминировало понятие «двухпартийная внешняя политика». До конца 1950-х годов США были избавлены от серьёзных потрясений. Первые трещины в, казалось бы, достаточно прочном общественно-политическом консенсусе появились в конце 1950-х годов в связи с началом нового этапа в развитии борьбы чернокожих американцев за свои гражданские права. Активисты этого движения во главе с Мартином Лютером Кингом перешли к тактике массовых кампаний протеста против расовой дискриминации. В 1960-е годы их выступления охватили всю страну и буквально потрясли Америку. Масштабы акций протеста вкупе с быстрой радикализацией участников движения за гражданские права побудили новое политическое руководство США во главе с Джоном Кеннеди, а после его убийства в 1963 году с Линдоном Джонсоном пойти на принятие двух важнейших законов — Закона о гражданских правах 1964 года и Закона об избирательных правах 1965 года, которые запрещали расовую дискриминацию и гарантировали чернокожим американцам избирательные права.
Вторая проблема, которая в 1960-е годы будоражила американское общество, касалась войны во Вьетнаме. Она вызвала невиданный всплеск антивоенного движения, в авангарде которого шла студенческая молодёжь. «Бунт молодых», ставивших под сомнение многие традиционные ценности буржуазного общества, породил серьёзный кризис двухпартийной системы, которой необходимо было найти способы интеграции протестных настроений в рамках политической системы. В очередной раз эту миссию выполнила Демократическая партия, которая на рубеже 1960–1970-х годов сместилась резко влево, инкорпорировав в свою предвыборную платформу в 1972 году многие идеи, популярные в среде протестного электората. Это стало возможным благодаря реформе правил выборов делегатов для участия в партийном конвенте, в силу чего почти 90 % делегатов оказались избранными на партийный съезд демократов впервые и не были связаны с партийным истеблишментом. Если для самих демократов это обернулось крупным поражением на выборах, то политической системе США данный маневр помог предотвратить дальнейшее углубление социально-политического кризиса.
Пришедшему к власти в 1968 году республиканцу Ричарду Никсону было очевидно, что война во Вьетнаме обернулась крупнейшим за всю историю США внешнеполитическим провалом. Возможности США оказались отнюдь не безграничными. Отсюда следовал вывод о необходимости серьёзной корректировки внешнеполитической стратегии. Осмысление новых реалий международной жизни привело администрацию Никсона к попытке ввести советско-американский конфликт в прогнозируемые и регулируемые рамки. Собственно этой цели и была подчинена политика «разрядки», начало которой было положено в ходе визита Никсона в Москву в мае 1972 года.
«Разрядка» оказалась недолговечной. На её конечную неудачу повлияли внешнеполитические факторы — провал американской авантюры во Вьетнаме и неудачное для США развитие событий в ряде локальных кризисов середины 1970-х годов. Свой вклад внесли и внутриполитические факторы, такие как самый серьёзный за всю послевоенную историю экономический кризис 1973–1975 годов и Уотергейтский скандал, связанный с незаконным прослушиванием штаба кандидата в президенты от демократов Джорджа Макговерна и повлёкший за собой отставку Никсона, первую в истории США прижизненную отставку президента. Все это повлекло за собой глубокие изменения в общественно-политической жизни США. В стране начинается подъем «консервативной волны», которая похоронила и «разрядку», и многие казавшиеся незыблемыми постулаты либерального реформизма. Впервые со времён «Нового курса» консерваторы стали определять политическую повестку, а либералы перешли в оборону.
Кульминацией этой тенденции стала победа на выборах 1980 года лидера правых республиканцев Рональда Рейгана. Годы его пребывания у власти (1981–1989 годы) стали одним из самых удачных периодов в послевоенной истории США. После относительно небольшого спада в 1981–1982 годах американская экономика в 1980-е годы развивалась стабильно и достаточно высокими темпами. Команда Рейгана резко изменила ту парадигму, которая составляла основу экономической политики всех администраций, начиная с Ф. Д. Рузвельта. Вместо кейнсианских методов для управления макроэкономическими процессами стали использоваться монетаристские постулаты и идеи, почерпнутые из арсенала сторонников «экономики предложения». Одновременно Рейган сразу же показал, что будет жёстко пресекать попытки профсоюзов оспаривать правомерность его экономического курса. Это наглядно продемонстрировала его реакция на забастовку авиадиспетчеров в августе 1981 году: профсоюз был распущен, а все 12 тысяч участников уволены без права восстановления на работе. Наконец, для укрепления своих позиций Рейган активно использовал морально-этическую оппозицию идеологии «либеральной вседозволенности». Ей противопоставлялась апелляция к традиционным американским ценностям, которые и обеспечили величие Америки.
Важнейшей составной частью мировоззрения Рейгана была идея о необходимости максимальной активизации внешнеполитической деятельности США с акцентом на использование силовых компонентов. Рейган нередко облачал свои внешнеполитические рассуждения в морально-этические категории, представляя международные отношения в терминах борьбы «добра» и «зла». Первое олицетворяли США, второе — СССР. За всем этим лежал, однако, вполне прагматичный расчёт: используя свои экономические успехи, с одной стороны, и те трудности, с которыми в 1980-е годах столкнулся Советский Союз, с другой, измотать своего основного противника в безудержной гонке вооружений и постоянном силовом давлении на всех участках глобального советско-американского противостояния. Все действия администрации Рейгана на международной арене были подчинены данной установке. В итоге эти расчёты себя оправдали. Именно в годы пребывания Рейгана у власти США добились решающего изменения в балансе сил на международной арене в свою пользу.
← Назад | США в биполярном мире | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Северная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Колониальный период
- Война за независимость и образование США
- Становление американского государства
- Гражданская война и Реконструкция
- США в условиях «раннего постиндустриального общества»
- США в годы Первой мировой войны
- США в межвоенный период
- Участие США во Второй мировой войне
- США в биполярном мире
- США на современном этапе
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1789–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административное деление США (50 штатов и 1 округ)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП США по секторам экономики в 1975–2010 годах
- Доля отраслей в создании добавленной стоимости в 2007 и 2010 годах
- Структура ВВП по расходам в 2007 и 2010 годах
- Экономически активное население, занятость и безработица в США в 1990–2010 годах
- Занятость и доходы населения
- Структура занятости по отраслям в США в 2007 году
- Доходы по группам населения в 2010 году
- Доходы по группам населения: гендерный аспект в 2007 и 2010 годах
- Уровень образования американцев в 2007 и 2010 годах
- Система образования
- Финансовая система
- Основные направления внешнеторговых связей США в 2007 и 2010 годах
- Внешняя торговля
- Внешняя торговля США по типам продукции, миллионов долларов в 2007 и 2010 годах
- Торговый баланс, в миллионах долларов в 2007 и 2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Терроризм и другие угрозы
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге рассматривается происхождение именных и примечательных названий ...
В данной книге в доступной и яркой форме излагаются сведения по различным ...
История географических открытий и исследований Мирового океана всегда ...