Соединённые Штаты Америки / США в условиях «раннего постиндустриального общества»
Победа Севера в Гражданской войне устранила все препятствия на пути развития капитализма и создала исключительно благоприятные условия для бурного роста американской экономики. Если перед Гражданской войной, в середине XIX века, США относились к числу среднеразвитых стран, то к концу столетия они по ряду важнейших экономических показателей вышли на первое место в мире, демонстрируя чрезвычайно высокие темпы экономического роста. Все это позволило США выйти на лидирующие позиции в мировой экономике. По численности населения США вышли на четвёртое место в мире. Заметно возросла мобильность населения. Если на ранней стадии американской истории социальный идеал «среднего американца» заключался в том, чтобы стать самостоятельным фермером, то теперь надежды на лучшее будущее всё чаще связывались с ведением собственного бизнеса в городах. Не случайно в это время наблюдается стремительный рост городского населения, которое после Гражданской войны стало удваиваться каждые 20 лет, пока, согласно данным переписи населения 1920 года, впервые не превысило численность сельских жителей.
Бурное развитие промышленности, усложнение и удорожание производства вели к тому, что командные позиции в сфере экономики оказались в руках гигантских корпораций, контроль над которыми осуществлял узкий слой финансовой олигархии. В конце XIX века именно эти люди стали реальными хозяевами Америки, поставив под свой контроль основные институты политической системы США. Культ денег расцвёл как никогда ранее. Прибыль большого бизнеса стала первостепенной целью, а интересы общества в целом отошли на второй план.
Последняя четверть XIX века была отмечена невиданным ранее всплеском движений социального протеста. Высшей точки они достигли в первой половине 1890-х годов, когда на политической сцене активно заявила о себе Популистская (известна также как Народная) партия, требовавшая проведения целого комплекса радикальных реформ, нацеленных на ограничение власти большого бизнеса. На выборах 1892 года новую партию поддержало около 10 % всех избирателей. Она смогла провести ряд своих представителей в Конгресс, и её влияние продолжало расти.
В данной связи ключевыми стали выборы 1896 года. На них наиболее дальновидные представители политической элиты США успешно опробовали новую тактику борьбы с движениями социального протеста. Суть её заключалась в том, что одна из двух главных партий (в данном случае — Демократическая) перехватывала у организации, бросающей вызов традиционному партийному тандему, ряд её не самых радикальных идей (в данном случае — лозунг «свободной чеканки серебра») и, таким образом, интегрировала значительную часть протестного электората в свою структуру. Успешно проделав эту операцию, демократы во главе со своим новым лидером Уильямом Брайаном раскололи сторонников Популистской партии. От этого удара она уже не смогла оправиться.
Неудача популистов не означала, что политическая элита США сумела выбить почву из-под ног участников движений социального протеста. Политическая философия, которая тогда определяла менталитет лидеров двух главных политических партий, исходила из того, что федеральные власти не должны вмешиваться в сферу социально-экономических отношений, где все должно определяться «естественными законами рыночного хозяйства». При такой исходной посылке в действительности ни о какой свободной конкуренции и равных возможностях не могло быть и речи, поскольку гигантские корпорации имели неоспоримое преимущество во всех аспектах жизнедеятельности общества. А это создавало питательную среду для роста социальной напряжённости, вело к углублению конфликта между монополиями и рабочим движением и при определённых условиях могло подорвать базовые устои «американской системы».
Подобная перспектива заставляла наиболее просвещённых представителей сначала интеллектуальной, а затем и политической элиты задуматься над поиском путей модернизации американского общества. Первым политическим лидером, вступившим на путь реформ, стал Теодор Рузвельт, занявший пост президента в 1901 году после гибели избранного на эту должность Уильяма Маккинли. Будучи сторонником большого бизнеса, новый президент вместе с тем хорошо понимал, что его бесконтрольная деятельность может обернуться серьёзными экономическими и социальными издержками для самих капитанов американской индустрии. Т. Рузвельт был убеждён, что в условиях индустриального общества федеральное правительство должно взять на себя регулирование отношений между трудом и капиталом, а также некоторых аспектов экономической жизни.
Находясь в рядах консервативной в своей основе Республиканской партии, Т. Рузвельт постоянно сталкивался с сопротивлением однопартийцев. Внутрипартийный конфликт достиг апогея в преддверии выборов 1912 года, когда Т. Рузвельт возглавил созданную незадолго до этого Прогрессивную партию. К этому моменту на роль лидера реформаторов выдвинулся Вудро Вильсон, возглавивший на выборах избирательный список демократов. Его предвыборная платформа «Новая свобода» помимо обещаний устранить наиболее одиозные перекосы в действовавшей тогда модели социально-экономических отношений содержала в себе комплекс предложений по демократизации политической жизни. За годы прогрессивной эры буржуазным реформаторам действительно удалось провести ряд важных законодательных инициатив (совершенствование антитрестовского законодательства, банковская реформа, прогрессивное налогообложение, прямые выборы сенаторов, постепенное внедрение праймериз и др.). Хотя Т. Рузвельт и В. Вильсон не смогли решить всех проблем, стоявших перед американским обществом, они, безусловно, способствовали укреплению его устойчивости и придали «американской системе» дополнительный динамизм.
Конец XIX — начало XX века были отмечены заметным ростом внимания к вопросам внешней политики. И республиканцы, и демократы пришли к выводу, что внешняя экспансия является неотъемлемым атрибутом поступательного развития страны. Бурный рост экономической мощи создавал солидный фундамент для начала борьбы за вхождение в «клуб великих держав». Ещё в середине 1890-х годов США выступили с новой интерпретацией доктрины Монро, утверждая, что Вашингтон собирается играть роль верховного арбитра во всех конфликтах, возникающих на американском континенте. В 1898 году началась американо-испанская война, свидетельствовавшая о том, что США вступили в борьбу за передел мира. Война закончилась полным разгромом Испании, которая лишилась последних колониальных владений на Тихом океане и в Латинской Америке. Уже в это время архитекторы внешней политики США всячески акцентировали внимание на отличиях американской экспансии, носящей, по их мнению, демократический характер, от колониальной экспансии европейских держав.
Новый виток активизации внешнеполитической деятельности США пришёлся на годы пребывания у власти Т. Рузвельта. В центре внимания американской дипломатии в те годы находились прежде всего Латинская Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион. Во внешней политике Т. Рузвельта теснейшим образом переплетались экономическая экспансия («долларовая дипломатия») и использование силовых методов («политика большой дубинки»). Комбинация этих двух начал позволила США к концу первого десятилетия XX века заметно укрепить свои позиции в Латинской Америке, особенно в Центральной Америке и зоне Карибского бассейна, а также создать плацдарм для проникновения в Китай. К началу Первой мировой войны они уже по праву входили в «клуб великих держав».
← Назад | США в условиях «раннего постиндустриального общества» | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Северная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Колониальный период
- Война за независимость и образование США
- Становление американского государства
- Гражданская война и Реконструкция
- США в условиях «раннего постиндустриального общества»
- США в годы Первой мировой войны
- США в межвоенный период
- Участие США во Второй мировой войне
- США в биполярном мире
- США на современном этапе
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1789–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административное деление США (50 штатов и 1 округ)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП США по секторам экономики в 1975–2010 годах
- Доля отраслей в создании добавленной стоимости в 2007 и 2010 годах
- Структура ВВП по расходам в 2007 и 2010 годах
- Экономически активное население, занятость и безработица в США в 1990–2010 годах
- Занятость и доходы населения
- Структура занятости по отраслям в США в 2007 году
- Доходы по группам населения в 2010 году
- Доходы по группам населения: гендерный аспект в 2007 и 2010 годах
- Уровень образования американцев в 2007 и 2010 годах
- Система образования
- Финансовая система
- Основные направления внешнеторговых связей США в 2007 и 2010 годах
- Внешняя торговля
- Внешняя торговля США по типам продукции, миллионов долларов в 2007 и 2010 годах
- Торговый баланс, в миллионах долларов в 2007 и 2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Терроризм и другие угрозы
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...