Малайзия / Конституционные основы, характеристика формы правления
В Малайзии действует конституция Малайской федерации, вступившая в силу 31 августа 1957 года, преобразованная 16 сентября 1963 года в конституцию Малайзии после включения в неё разделов, посвящённых Сараваку и Сабаху. На сегодняшний день к конституции Малайзии было принято 42 поправки.
Гл. 2 конституции даёт очень краткий перечень прав и свобод (ст. 5–13). К ним относятся право на жизнь и свободу, на справедливое правосудие, запрет рабства, право на соразмерное и законное наказание за совершенное преступление, принцип равенства всех граждан перед законом, запрет на лишение гражданства, свобода слова, собраний и ассоциаций, свобода совести и вероисповедания, запрет на дискриминацию по расовым признакам, религиозной принадлежности и месту рождения, право на равный доступ к образованию и гарантии частной собственности. Свободы слова, собраний и ассоциаций могут ограничиваться парламентом в целях обеспечения государственной безопасности.
Конституционных обязанностей в документе не закреплено.
Помимо компетенций органов государственной власти, описания федеративного устройства в конституции также зафиксированы нормы, регулирующие гражданство (ст. 14–31), принципы работы государственных служащих (ст. 132–148), нормы, регулирующие применение чрезвычайного положения (ст, 149–151), заключительные и переходные положения (ст. 162–180), иммунитеты правителей штатов (ст. 181).
Всего конституция содержит 181 статью, которые объединены в 14 глав, а также 13 приложений (12-е отменено), которые содержат уточняющие положения по вопросу о функционировании органов власти и распределению властных полномочий.
Ст. 159 конституции описывает механизм принятия поправок. Поправка к конституции должна быть утверждена обеими палатами парламента не менее чем 2/3 голосов в трёх чтениях. Поправка считается принятой после утверждения её Верховным правителем.
Малайзия является федеративной парламентской конституционной монархией. Главой государства в Малайзии является Верховный правитель (малай. Янг ди-Пертуанг Агонг), который избирается на пятилетний срок среди султанов девяти штатов Малайзии (Джохор, Кедах, Келантан, Негри-Сембилан, Паханг, Перак, Перлис, Селангор, Тренггану) по старшинству в порядке очередности. Верховный правитель в своих действиях руководствуется рекомендациями правительства и парламента. После принятия в 1983 году конституционной поправки о лишении его права абсолютного и отлагательного вето, он сохранил единственный реальный механизм воздействия на ход политических процессов — право роспуска парламента (хотя обычно эта процедура осуществляется по предложению премьер-министра, но Верховный правитель имеет право не распускать парламент, когда того хочет премьер-министр). Формально, он назначает премьер-министра, судей Федерального суда, а также вручает государственные награды. Верховный правитель обладает правом помилования лиц, осуждённых за преступления, совершенные на федеральных территориях. Аналогичными полномочиями обладают правители штатов на территории штатов (как султаны, так и губернаторы).
Верховный правитель избирается Конференцией правителей (малай. Маджлис Раджа Раджа) на пятилетний срок. Конференция правителей собирается после истечения полномочий предыдущего Верховного правителя (или в случае смерти или отречения последнего) и состоит из девяти наследственных правителей штатов (султанов). Каждый из султанов номинируется на пост Верховного правителя, после чего все члены Конференции начинают голосовать за каждого из султанов по очереди в алфавитном порядке по названию штата, начиная с того, кто следует за предыдущим Верховным правителем. Процедура голосования тайная. Первый султан, набравший пять голосов, становится Верховным правителем. После чего участники Конференции аналогичным образом избирают заместителя Верховного правителя (малай. Тимбалан Янг ди-Пертуан Агонг). Голосование начинается с султана, чей штат является следующим в алфавитном порядке после штата только что выбранного Верховного правителя.
Избранные Верховный правитель и его заместитель остаются правителями собственных штатов и главами мусульман своих штатов, хотя они могут назначить регентов.
Конференция правителей, собирающаяся на очередные заседания, состоит не только из наследственных правителей, но и губернаторов, а также премьер-министра и ключевых министров. Конференция рекомендует Верховному правителю кандидатуры судей, Генерального прокурора, членов Избирательной комиссии и Комиссии по государственной службе. Она также обсуждает вопросы изменения границ между штатами и всей федерации в целом, исламское законодательство (кануны и фирманы), а также является высшей инстанцией, осуществляющей толкование законов. После принятия поправок 1993 и 1994 годах единственной привилегией правителей осталась прерогатива совершенства.
С декабря 2006 года Верховным правителем является Султан Тренггану Мизан Зайнал Абидин ибни аль-Мархум Султан Махмуд.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Юго-Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Ранний период в истории Малайзии
- Малаккский султанат
- Колониальная зависимость от Португалии и Голландии
- Период колониальной зависимости от Великобритании
- Независимое государство Малайзия во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Верховные правители Малайи и Малайзии в 1957–2012 годах
- Премьер-министры Малайи и Малайзии в 1959–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- Положение и роль СМИ
- Положение Малайзии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Малайзии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1824 года ...