Малайзия / Независимое государство Малайзия во второй половине XX — начале XXI века
После получения Малайей независимости между представителями элит трёх этнических групп был достигнут компромисс о предоставлении гражданства всему населению. При этом малайцы пользовались преимуществами при приёме на государственную службу, но за индийцами и китайцами признавалась лидирующая роль в экономике. В 1959 году на выборах победила Союзная партия (СП), объединившая в своих рядах представителей ОМНО, Китайской ассоциации Малайи (КАМ) и Индийского конгресса Малайи (ИКМ). Во внешней политике Малайя по-прежнему опиралась на бывшую метрополию.
В 1961 году премьер-министром Малайи была выдвинута инициатива объединения Сингапура, Сабаха, Саравака и Брунея в Федерацию Малайзия, которая в результате и была образована 16 сентября 1963 года. В 1963–1966 годах Филиппины и Индонезия, также претендовавшие на северный Калимантан, выступили против образования государства, в связи с чем между Малайзией и Индонезией велись ограниченные боевые действия. Общее урегулирование конфликта было связано с созданием в 1967 году Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), куда вошли Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд.
Однако вскоре после создания федерации наметился конфликт между малазийскими лидерами и властями Сингапура, целью которых было достижение равноправия всех этнических групп населения. Находившаяся у власти в Сингапуре Партия народного действия (ПНД) попыталась распространить свою деятельность на всю территорию вновь образованного государства. Несмотря на то что на выборах 1963–1964 годах в Палату представителей большинство получила СП, малайскую элиту все более тревожила активизация ПНД. 9 августа 1965 г. Сингапур мирно вышел из состава Малайзии.
Однако это не решило всех проблем, связанных с межобщинными разногласиями в Малайзии. В частности, недовольство китайских общественных организаций вызвало принятие в 1967 году закона о языке, согласно которому официальным языком страны становился малайский, а также общая ситуация, связанная с общинным неравноправием и привилегированным положением малайцев. Кроме того, ещё в 1966 году в стране сформировалась новая оппозиционная партия — Партия демократического действия (ПДД).
В условиях обострения внутриполитической обстановки на парламентских выборах 1969 года СП удалось получить только 66 из 104 мест, а в таких штатах, как Перак, Пинанг и Тренггану, победу одержала оппозиция. В мае 1969 года демонстрации различных политических группировок переросли в вооружённые столкновения между малазийцами и китайцами, что привело к введению в стране чрезвычайного положения. Парламент был распущен, власть передавалась Национальному оперативному совету (НОС), возглавляемому заместителем премьер-министра Тун Абдул Разаком. В целях стабилизации положения общества и нормализации межнационального взаимодействия к 1970 году была разработана новая государственная идеология — «Рукунегара», делавшая упор на примате общенациональных целей над общинными. Основными положениями этой идеологии являлись воспитание единой малазийской нации и Новая экономическая политика (НЭП), направленная на искоренение бедности и выравнивание экономического положения представителей всех национальных общин.
В 1971 году режим чрезвычайного положения был отменен, в конституцию внесены поправки, запрещавшие пересмотр положений конституции о статусе малайского языка и положении малайцев. Коренные жители Сабаха и Саравака получили комплекс прав, аналогичных тем, которыми обладало малайское население. Отныне процесс внесения изменений в разделы конституции, касающиеся положения этнических групп, мог быть осуществлён лишь при согласии Совета правителей штатов. Данная процедура предусматривала также необходимость получить одобрение двух третей состава обеих палат парламента.
К 1974 году ОМНО сформировала Национальный фронт (НФ) — правящую коалицию, к участию в которой были привлечены как традиционные партнёры организации, так и партии, ранее находившиеся в оппозиции. ПДД осталась лидирующей оппозиционной партией. На выборах в 1974 году НФ одержал абсолютную победу, получив большинство в Палате представителей. В то же время недовольные положением дел в стране китайские коммунисты (КПМ) возобновили партизанскую войну.
В январе 1976 года премьер-министром и председателем ОМНО стал Датук Хуссейн бин Онн. Своей целью он поставил нейтрализацию крайне радикальных исламских экстремистов, как в ОМНО, так и в других партиях НФ. В 1977 году он вступил в противоборство с Исламской партией Малайзии (ПАС). Премьер-министр объявил в Келантане, где у власти находилась ПАС, комендантский час и ввёл туда воинский контингент. Сама же ПАС были выведена из состава НФ, министры от ПАС подали в отставку. На парламентских выборах 1978 года НФ снова удалось получить большинство: 131 место из 154 (ПДД получила 16 мест, ПАС — 5).
Обстановка в стране оставалась нестабильной. Мусульманские экстремисты напали в 1978 году на индуистский храм, а в 1980 году совершили нападение на полицейский участок. Во второй половине 1970-х годов КПМ также продолжала активные действия. С конца 1970-х годов силы безопасности Малайзии в сотрудничества с таиландскими войсками осуществили ряд операций по борьбе с партизанскими отрядами в районе малазийско-таиландской границы. На Северном Калимантане военные операции проводились в сотрудничестве с индонезийскими подразделениями.
В рамках борьбы с исламской оппозицией властями была организована специальная правительственная группа по делам религии. Пропаганда ислама также была поставлена под правительственный контроль.
В 1981 году к власти в стране пришёл Махатхир Мохамад (1981–2003 годы). Новый премьер-министр проводил политику, направленную на модернизацию малазийского общества. Основными задачами во внутриполитическом развитии страны при Махатхире Мохамаде стали оптимизация деятельности административного аппарата, борьба с коррупцией и экономическое развитие. Правительство также предприняло ряд целенаправленных усилий по укреплению своего влияния в исламской среде. Так, например, в 1983 году был создан Исламский банк, а затем основан Исламский университет.
В 1980-е годы страна демонстрировала высокие темпы экономического роста (около 8 % ежегодно). В соответствии с разработанной программой Малайзия должна была достигнуть уровня экономически развитых государств. Была сделана ставка на развитие высоких технологий и машиностроительной промышленности, в особенности электротехнической. В свою очередь, динамичное экономическое развитие содействовало определённому нивелированию социальной напряжённости в обществе. Окончательное соглашение о прекращении огня с КПМ было подписано в 1990 году, чему поспособствовала также и позиция СССР.
В январе 1993 года были приняты конституционные поправки, отменяющие привилегии султанов. В мае 1983 года парламент Малайзии принял новые поправки, в соответствии с которыми полномочия Верховного правителя подвергались ограничениям. Согласно внесённым изменениям, монарх более не обладал правом абсолютного и отлагательного вето на законопроекты, принятые парламентом.
В 1998 году Малайзия испытала на себе серьёзное негативное воздействие финансово-экономического кризиса в Юго-Восточной Азии. Существенно сократились объёмы экспорта и импорта. Значительно выросла безработица. Основой правительственных антикризисных мер стало расширение участия государства в экономических процессах. Под контроль государства был поставлен вывоз капитала, стали приниматься меры по стимулированию внутреннего спроса. К 2001 году экономическое положение в стране стабилизировалось.
В сентябре 1998 года в руководстве НФ произошёл раскол из-за разногласий по поводу экономической политики правительства. Из состава ОМНО был исключён министр финансов Анвар Ибрагим, подвергшийся аресту и заключению по обвинению в коррупции. За этим последовали массовые демонстрации оппозиционных партий.
На выборах 1999 года НФ получил на 6 % голосов меньше, чем в 1995 году, завоевав 148 из 193 мест в Палате представителей, 42 места получил Альтернативный фронт во главе с ПАС. При этом ПАС не только сохранила власть в Келантане, но и выиграла выборы в Тренггану.
2003 год в политической жизни Малайзии был ознаменован уходом Махатхира Мохамада с поста премьер-министра. Его преемником стал Абдулла Ахмад Бадави. На выборах в Палату представителей в 2004 году Национальному фронту удалось укрепить свои позиции, он получил около 63 % голосов (199 мест в палате представителей). Однако по результатам выборов марта 2008 года в парламент прошли не только партии Национального фронта (140 мест), но также три партии, образовавшие так называемый Народный союз (82 места). Такой расклад сил был охарактеризован рядом экспертов как начало процесса формирования двухполюсной партийной системы, когда значительное число мест в парламенте оказалось под контролем двух партийных коалиций.
В апреле 2009 года Абудуллу Ахмада Бадави на посту премьер-министра Малайзии сменил Наджиб Тун Разак.
← Назад | Независимое государство Малайзия во второй половине XX — начале XXI века | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Юго-Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Ранний период в истории Малайзии
- Малаккский султанат
- Колониальная зависимость от Португалии и Голландии
- Период колониальной зависимости от Великобритании
- Независимое государство Малайзия во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Верховные правители Малайи и Малайзии в 1957–2012 годах
- Премьер-министры Малайи и Малайзии в 1959–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- Положение и роль СМИ
- Положение Малайзии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Малайзии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Как формировалась географическая мысль начиная с античного времени до наших дней ...
Монография Р. Джонстона, известного английского географа, посвящена анализу ...