Ливан / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Ливан долгое время позиционировал себя на международной арене как арабское национальное демократическое государство с сильным влиянием христианского населения, которое может выполнять функцию государства-посредника в отношениях между западными странами и арабским миром.
Как правило, по основным международным вопросам руководство Ливана ориентируется на общую политику арабских стран. Наиболее значимыми для Ливана являются отношения с Сирией, войска которой находились в стране до апреля 2005 года. Также важное место во внешней политике страны отводится отношениям с Израилем, Ираном и Палестинской автономией. Ливан имеет прочные отношения со странами Запада, в том числе через свои многочисленные общины за рубежом (свыше 13 миллионов человек). Бейрут стремится повысить свой авторитет в мире путём проведения в стране крупных международных форумов. Так, в марте 2002 года в столице состоялся саммит Лиги арабских государств, а в ноябре — саммит франкофонии.
В 2002 году Ливан заключил соглашение с Евросоюзом, благодаря которому возможно увеличение финансовой помощи со стороны ЕС и улучшение инвестиционного климата. Крупные ливанские диаспоры, с многомиллионным населением, существуют в Австралии, странах ЕС (в первую очередь, Франции) и в США. Они являются важным элементом в поддержании экономических связей ливанской элиты с мировым бизнес-сообществом. Так, покойный премьер Харири, миллиардер и влиятельный бизнесмен, мечтал привлечь ресурсы многомиллионной ливанской диаспоры в страну (около млрд долл.) и превратить Ливан в «ближневосточную Швейцарию». Даже в африканских странах ливанцы диаспоры создают организации и союзы, которые выступают в качестве торговых посредников. Многие члены ливанской диаспоры, преимущественно мусульмане по вероисповеданию, поддерживают оппозиционные силы и движение Хезболла в его вооружённом конфликте с Израилем. Финансовая поддержка боевиков в размере десятков млн долл. осуществляется из стран Западной Африки, причём на счета организации зачастую поступают средства, добытые преступным путем (торговля оружием, драгоценными камнями, контрабанда).
Основными торгово-экономическими партнёрами Ливана являются Италия, США, Франция, Германия, Саудовская Аравия, ОАЭ.
В целом, ливанских политиков после убийства Харири в 2005 году можно разделить на два направления, соответствующих внешнеполитическим ориентирам. В первую группу входят политики, опирающиеся на поддержку США, Франции и Саудовской Аравии, а во вторую — сторонники сближения с Сирией и Ираном. Однако глубокий политический кризис в стране и глубокий раскол в элите препятствуют адекватному внешнеполитическому курсу: так, на саммит Лиги арабских государств в Дамаске официальные представители Ливана (а также Египта, Саудовской Аравии) не прибыли, бойкотировав мероприятие. Сторонники сближения с Сирией истолковали это как свидетельство прямого влияния США и Израиля на правящее большинство в ливанском правительстве, которое в отсутствие законно избранного президента вынуждено выполнять его функции. В межарабских противоречиях во внешней политике, которые так сильно повлияли на судьбу политической системы Ливана, важную роль играют конфессиональные различия (Египет и Саудовская Аравия, страны с суннитским большинством, сдержанно относятся к шиитским радикалам) и различные подходы в выборе внешнеполитических контрагентов. Франция стремится не допустить межконфессионального конфликта в своей бывшей колонии и дипломатическими 1975–2005 годах и 1,0 — прогноз до 2015 года по данным доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008».
По данным Отдела народонаселения Департамента экономических и социальных проблем Секретариата ООН (Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat), правительство считает уровень иммиграции и эмиграции высоким и принимает меры к его снижению. В качестве причин отмечается рост числа беженцев из Ирака, каждый год прибывающих в Диван. В течение нескольких десятилетий Диван был пристанищем для значительного числа палестинских беженцев и мигрантов из беднейших стран северо-восточной Африки. Диван является транзитной страной, но многие приезжие часто остаются работать в крупных торговых центрах. После начала вооружённого конфликта Международная организация по миграции эвакуировала более 11 000 мигрантов с территории Ливана — главным образом, женщин из Азии и Африки, которые работали в качестве домашней прислуги.
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980−2005 годах
- Язык (языки)
- Ливан с древнейших времён до французского мандата
- Французский мандат и обретение независимости
- Гражданская война (1975–1990 годов)
- Послевоенное время
- Ситация с 2007 года по наше время
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1952–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2009 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте Ливана по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ливана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Санкт-Петербург, 1909. Типография Тренке и Фюсно. Оригинальная обложка наклеена на ...
Наиболее полное собрание работ крупнейшего фитоценолога и фитогеографа 2-й ...
Издание посвящено одному из российских северных морей — Чукотскому морю, ...