Ливан / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
В Преамбуле конституции сказано, что государственный строй Ливана основан на принципе разделения властей, их равновесии и сотрудничестве. Необходимо также отметить, что после принятия «Национального пакта» 1943 года государственное строительство основывалось также и на конфессиональном принципе, по которому президентом страны должен был избираться христианин-маронит, премьер-министром становился суннит, председателем парламента — шиит. Также и парламент избирался в соответствии с конфессиональным принципом представительства религиозных групп: равное количество мест в парламенте у христиан и мусульман.
После подписания Таифских соглашений и принятия соответствующих поправок в конституцию было заявлено, что основной национальной задачей является отмена конфессиональной системы. На настоящее время поэтапный план реализации этой задачи не принят.
Согласно гл. 1 ч. II конституции Ливана законодательная власть осуществляется только Национальной Ассамблеей (до 1979 года именовалась Палатой депутатов).
Исполнительная власть принадлежит совету министров.
Президент является главой государства и символом единства страны. Законодательная инициатива принадлежит Национальной Ассамблее и совету министров.
Судебная власть осуществляется судами различных инстанций и юрисдикций; при отправлении правосудия судья независим. В полномочия Верховного суда входит осуществление суда над президентом и министрами (ст. 80).
Кандидат в президенты республики считается избранным в первом туре Национальной Ассамблеей (путём тайного голосования), если он получает большинство в две трети голосов. Во втором туре достаточно набрать лишь абсолютное большинство голосов. Президент избирается на шесть лет и может быть переизбран только по прошествии шести лет с момента окончания срока своих полномочий (ст. 49).
В случае если Национальная Ассамблея большинством в две трети голосов приняла решение о выдвижение обвинения в нарушении законов или конституции в адрес президента, начинается разбирательство, которое ведёт Верховный суд. В случае возбуждения обвинения против президента он отстраняется от исполнения своих обязанностей и пост президента остаётся вакантным до решения Верховного суда (ст. 60, 61). Подобная схема может применяться и в отношении председателя совета министров и министров. Председатель совета министров или министр, против которого возбуждено обвинение, немедленно уходит в отставку (ст. 70, 71, 72).
По требованию президента республики совет министров может распустить Национальную Ассамблею, если она без наличия чрезвычайных обстоятельств не собирается в течение срока полномочий очередной сессии или в течение двух внеочередных сессий, следующих одна за другой, продолжительность каждой из которых не меньше месяца, или в случае отклонения бюджета в целом, если это препятствует деятельности правительства (ст. 65). Министры несут коллективную и индивидуальную ответственность перед парламентом за общую политику правительства и лично за свою деятельность (ст. 66). Когда Национальная Ассамблея выносит вотум недоверия министру, он обязан подать в отставку (ст. 68).
В случае если Национальная Ассамблея вынесла предложение о пересмотре конституции (в соответствии со ст. 77), а правительство вернуло принятую резолюцию для нового рассмотрения и Ассамблея подтвердила своё предложение большинством в три четверти голосов, президент может либо утвердить требование Ассамблеи, либо потребовать от совета министров её распустить.
← Назад | Разделение и взаимодействие различных ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980−2005 годах
- Язык (языки)
- Ливан с древнейших времён до французского мандата
- Французский мандат и обретение независимости
- Гражданская война (1975–1990 годов)
- Послевоенное время
- Ситация с 2007 года по наше время
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1952–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2009 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте Ливана по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ливана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В справочнике даются новейшие данные (на середину 1978 года) по населению в масштабе ...