Ливан / Конституционные основы, характеристика формы правления
Конституция Ливанской Республики была принята 23 мая 1926 года, когда страна управлялась Францией по мандату Лиги Наций. В связи с этим конституция напоминает конституцию Франции времён Третьей республики. Поправки в конституцию вносились в 1927, 1929 годах, дважды в 1943 году, в 1947, 1948, 1976 годах. Последние поправки были внесены 21 сентября 1990 года в соответствии с договорённостями, закреплёнными в Таифских соглашениях 1989 года.
По конституции Ливан является парламентской республикой.
В конституции отмечены следующие гарантии:
Экономическая система является либеральной и гарантирует личную инициативу и частную собственность (Преамбула).
Свобода личности гарантируется и охраняется (ч. I гл. 2 ст. 8).
Свобода совести является абсолютной. Государство гарантирует всем религиозным общинам уважение к их установлениям о личном статусе и религиозным интересам (ст. 9).
Не допускается нарушение права религиозных общин иметь свои школы при условии соблюдения ими общих положений, установленных государством в отношении народного образования (ст. 10).
Свобода выражать свои мысли, свобода печати, собраний и образования союзов гарантируются в рамках, установленных законом; жилище неприкосновенно; собственность находится под защитой закона (ст. 13, 14, 15).
В части III п. Б описан порядок пересмотра конституции. Конституция может быть пересмотрена по инициативе президента республики. В этом случае правительство выносит на рассмотрение парламента проект конституционного закона. Также парламент (именуется Национальной Ассамблеей) по предложению не менее десяти депутатов может вынести большинством в две трети голосов общего состава парламента предложение о пересмотре конституции. Статьи и вопросы в предложении должны быть чётко сформулированы. Если правительство одобряет предложение парламента большинством в две трети, оно должно подготовить проект пересмотра конституции и в течение четырёх месяцев внести его в парламент; если правительство не согласно с парламентом, оно возвращает принятую им резолюцию для нового рассмотрения, Если Национальная Ассамблея подтвердит своё предложение большинством в три четверти общего состава, президент республики может либо удовлетворить её требование, либо потребовать от совета министров её распустить и в течение трёх месяцев провести новые выборы. Если новый состав парламента также настаивает на необходимости пересмотра конституции, правительство обязано согласиться с этим и представить проект пересмотра конституции в течение четырёх месяцев.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980−2005 годах
- Язык (языки)
- Ливан с древнейших времён до французского мандата
- Французский мандат и обретение независимости
- Гражданская война (1975–1990 годов)
- Послевоенное время
- Ситация с 2007 года по наше время
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1952–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2009 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте Ливана по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ливана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В этом труде собраны самые разнообразные сведения по экономике, географии, ...