Ливан / Послевоенное время

В 1992 году в стране прошли первые послевоенные парламентские выборы, которые были бойкотированы большей частью христиан в знак протеста против участия Сирии во внутренних делах Ливана. В этот парламент впервые вошли представители исламских организаций. Так, например, Хезболла осенью 1992 года получила 8 из 128 мест в ливанском парламенте, что позволило ей, блокируясь с другими депутатами-исламистами, иметь от 10 до 20 % голосов и, таким образом, претендовать на роль одной из ведущих политических сил Ливана. Происходящие изменения вызвали структурную реорганизацию внутри самой Хезболлы с целью быстрой и эффективной адаптации организации к новым политическим и экономическим условиям. Парламент избрал премьер-министром Рафика Харири.

В апреле 1996 года Израиль осуществил крупную карательную операцию в Ливане «Гроздья гнева», направленную против Хезболлы, в результате которой 400 тысяч человек бежали на север страны. В мае 2000 года израильские войска в одностороннем порядке ушли с юга Ливана, исполняя международное соглашение, заключённое между сторонами в конфликте при посредничестве США. Уход израильтян с юга Ливана был расценён рядом политических сил Ливана и других стран региона как успех Хезболлы, что значительно упрочило позиции организации в Ливане и регионе в целом.

Кабинет Харири активно начал экономическое восстановление страны, и ему удалось добиться определённых успехов. Но политическая ситуация оставалась крайне нестабильной в связи с жёстким противостоянием между руководителями страны (президентом, премьером и главой парламента). Каждый из них, помимо защиты своих этноконфессиональных интересов, также пытался добиться максимальной выгоды для себя по международным каналам.

В 1998 году президентом Ливана был избран бывший командующий армией, генерал Эмиль Лахуд, которого активно поддерживала Сирия. Между ним и Харири началась борьба за власть. На парламентских выборах 2000 года победили оппозиционные президенту сторонники Рафика Харири и Валида Джумблата. В результате выборов Харири возглавил новое «правительство согласия».

Несмотря на то что в 2001 году часть сирийских войск была выведена из страны, Сирия продолжала оказывать значительное влияние на политическую жизнь Ливана по линии спецслужб, поддерживая различные военизированные группировки. Правительство Харири проводило жёсткую политику для решения экономических проблем Ливана. В 2003 году реформы привели к росту социальной напряжённости. 27 мая 2004 года в самом бедном пригороде Бейрута солдаты открыли огонь по участникам всеобщей забастовки. 4 августа 2004 года парламент приостановил действие ст. 49 конституции Ливана для продления срока президента Лахуда. 3 сентября 2004 года 96 голосами из 128 ливанский парламент принял поправку к конституции, позволившую президенту Э. Лахуду оставаться на своём посту ещё три года. Известно, что это решение было принято под давлением и при непосредственной поддержке Сирии. Принятие поправки привело к серьёзному расколу в ливанском обществе. Кроме этого, и Бейрут, и Дамаск оказались под огнём международной критики.

Основные проблемы, обозначившиеся после продления президентства Э. Лахуда, — это преодоление правительственного кризиса, а также необходимость минимизировать возможные попытки оказания давления на ливанские властные структуры извне.

Что касается внутренней ливанской оппозиции, то она вела себя достаточно пассивно и не смогла достичь единства, необходимого для противостояния проправительственным силам и их сирийским союзникам.

В октябре 2004 года СБ ООН по инициативе США и Франции принял резолюцию № 1559, которая фактически обязывала Дамаск уйти из Ливана, а военизированные отряды в палестинских лагерях и Хезболлу разоружиться. В результате Ливан оказался в сложной политической ситуации, а ливанская политическая элита и общество ещё более расколотыми. В этих условиях сирийская позиция по Ливану и резолюции № 1559 сводилась к следующему. Б. Асад дал ясно понять, что Сирия не намерена уходить из Ливана, подчеркнув, что напряжённая ситуация в регионе делает полный вывод сирийских войск из Ливана весьма проблематичным. При этом сирийский лидер подчеркнул, что Дамаск больше чем кто-либо заинтересован в стабилизации ситуации в Ливане. Одновременно Б. Асад заверил, что Сирия не собирается вмешиваться в ливанскую политику и не стремится к получению экономических дивидендов от «особых отношений» с Ливаном. Однако убийство премьер-министра Ливана Р. Харири в феврале 2005 года коренным образом изменило ситуацию. Трагическая гибель Р. Харири усилила давление на Дамаск со стороны как ливанской оппозиции, так и некоторых политических сил в Израиле и США, которые поспешили возложить ответственность за это преступление на Дамаск и его сторонников в силовых структурах Ливана.

При поддержке США произошла так называемая «революция кедров», в ходе которой прошли массовые акции протеста за вывод сирийских войск с территории Дивана. По стране прокатилась волна манифестаций как против политики про-сирийских лидеров Дивана, так и в их поддержку (под антиизраильскими лозунгами). Население страны разделилось на просирийский и произраильский лагеря.

5 марта 2005 года, выступая в парламенте САР, Б. Асад подтвердил приверженность Сирии выполнению резолюции № 1559 СБ ООН и объявил о намерении сирийской стороны осуществить в координации с властями Ливана отвод сирийского воинского контингента в Ливане в долину Бека, а затем на ливано-сирийскую границу. В апреле 2005 года Сирия вывела оставшиеся войска с ливанских территорий. Данное решение Сирии было с удовлетворением воспринято в арабском мире и большинстве стран Запада как шаг, ведущий к стабилизации политической атмосферы на Ближнем Востоке, призванный ослабить напряжённость, сложившуюся в последнее время вокруг Сирии и Ливана. Реализации объявленных мер должно было способствовать проведение предстоящих в Ливане парламентских выборов в спокойной демократической обстановке, чтобы помочь сохранить внутреннее согласие в стране.

Однако на деле внутриполитическая обстановка в стране не только не улучшилась, но ещё больше обострилась в результате обострения противоречий между различными противоборствующими силами страны по вопросу о путях дальнейшего развития Ливана и его месте в раскладке региональных и международных политических сил. К тому же Ливан в отсутствие эффективных сил безопасности и дееспособной армии сделался объектом воздействия со стороны противоборствующих региональных и мировых держав. По стране прокатилась серия терактов и политических убийств, жертвами которых пали известные политические и общественные деятели страны.

По инициативе прозападных сил Ливана и при поддержке США, Великобритании и Франции расследование обстоятельство в смерти Р. Харири было выведено на международный уровень. С санкции ООН началось международное расследование убийства Р. Харири. На начальном этапе данное расследование находилось под сильным воздействием антисирийских сил Ливана и их международных спонсоров, главным образом США и Франции. Последние стремились навязать СБ ООН принятие антисирийских резолюций с целью свержения действующего в САР режима. Поэтому расследование носило по большей части политический характер. Однако, даже несмотря на всю политизированность следствия, найти однозначные доказательства причастности Дамаска к убийству Р. Харири так и не удалось.

Со времени начала процедуры вывода из страны сирийского воинского контингента, убийства Р. Харири и так называемой «революции кедров», в результате которой большинство мест в правительстве и парламенте Ливана заняли антисирийские силы, политические разногласия в Ливане не утихали. В то же время противоборствующие стороны находили в себе силы пытаться (во многом безрезультатно) улаживать разногласия за столом переговоров.

Однако в условиях победы палестинского «Хамаса» на парламентских выборах в Палестине в январе 2006 года и на фоне явных успехов Ирана в продвижении ядерной программы и укрепления своих позиций на Ближнем Востоке неоконсервативные силы в американской администрации и их сторонники в правительстве Израиля решили силой устранить силы исламского сопротивления, главным образом «Хизбаллу».

Использовав произошедшее боестолкновение с отрядом Хезболлы на ливано-израильской границе, Армия Обороны Израиля развязала в июне 2006 года очередную войну против Ливана. Однако, несмотря на массированные атаки израильской артиллерии и танков на юге Ливана, авиаудары по мирным кварталам пригородов Бейрута, в ходе которых погибло около 1 000 тысяч мирных ливанцев, Израиль не смог решить главной задачи военной операции — уничтожить Хезболлу. В соответствии с принятой СБ ООН резолюцией № 1701 удалось остановить боевые действия. В Ливан прибыл миротворческий контингент ООН, однако террористические акты и ответные удары израильских военных сразу не прекратились.

После войны политическое противостояние в Ливане только усилилось. С декабря 2006 года акции протеста вылились на центральные площади и улицы ливанской столицы, приобретя массовый и непрекращающийся характер. С началом нового, 2007 года политическая ситуация в Ливане ещё больше осложнилась в связи с тем обстоятельством, что обострившаяся борьба за власть в Ливане стала приобретать ярко выраженный региональный контекст.

33 дня войны в июле—августе 2006 года коренным образом изменили ситуацию. Несмотря на предпринимавшиеся и с той и с другой стороны попытки возобновить прерванный войной диалог, сделать этого так и не удалось. Развитие послевоенных событий в Ливане, отягощённое вмешательством внешних сил, превратило предмет разногласий сторон в вопрос их политического, а для некоторых фигурантов конфликта и физического, выживания.

Характерно, что каждая из сторон выступала за укрепление государственности, суверенитета и демократичности Ливана. Однако пути достижения этих целей и приоритетность решаемых задач видела и выстраивала по-разному.

Общий подход всех сил оппозиции заключался в неотложной необходимости формирования нового правительства национального единства. Выдвигалось также требование провести досрочные выборы в парламент в соответствии с первыми пунктами Таифских соглашений 1989 года, послуживших основой восстановления гражданского мира в Ливане в начале 1990-х годов, чему в немалой степени способствовала Сирия. В состав оппозиции наряду с Хезболлой и шиитским движением «Амаль» входили ливанские христиане из «Свободного патриотического движения» во главе с М. Ауном, видный ливанский политик С. Франжье, представители Сирийской национал-социальной партии (СНСП), авторитетный друзский лидер эмир Таляль Арслан. Они считали правительство неэффективным, неспособным решить стоящие перед Ливаном проблемы. Полагали, что нынешний состав кабинета не пропорционально представляет интересы всех слоев ливанского общества, а повестка его деятельности не отражает общенациональных задач. Окончательное размежевание произошло 11 ноября 2006 года.

Тогда из состава правительства вышли 6 министров (5 представителей «Хизбаллы» и движения «АМАЛЬ», один министр-христианин, близкий к президенту Э. Лахуду). Силы оппозиции фактически блокировали центр Бейрута и разбили палаточный лагерь у стен правительственной резиденции. Поводом послужили действия большинства кабинета Ф. Синьоры по вопросу о Международном трибунале по делу об убийстве бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири. Данный вопрос является чрезвычайно деликатным и болезненным для всех слоев ливанского общества. Однако эта проблема во взаимоотношениях двух противоборствующих сторон осложняется тем, что проправительственная «коалиция 14 марта» и её лидеры С. Харири, В. Джумблат и С. Джаджа’а были склонны, прежде всего, обвинять «сирийский режим и его пособников в Ливане». Резкие заявления этих политиков в адрес Сирии, чей «след» они усматривают во всех мало-мальски значимых происшествиях в Ливане, звучал начиная с 2005 года. В то же время результаты ведущегося международного расследования не давали возможности однозначно выявить сирийскую причастность к данному преступлению, так как сирийские власти, согласно докладам комиссии 2006 года, исправно сотрудничали со следствием.

Оппозиция была склонна предполагать, что действия «коалиции» в этом вопросе продиктованы не только стремлением докопаться до истины. Они рассматривали этот трибунал как инструмент в руках США, которые, опираясь на правительство Ф. Синьоры и «коалицию 14 марта», хотели установить американскую гегемонию в Ливане и регионе в целом.


←   Назад  |   Послевоенное время   |   Вперёд   →



 

Микробиоморфные комплексы природных и антропогенных ландшафтов. Генезис, география, информационная роль / Основу микробиоморфологии составляет изучение микробиоморфных комплексов — сочетаний микроскопических частиц биогенной природы: фитолитов, пыльцы и спор, панцирей диатомовых водорослей, спикул губок, растительного детрита, кутикулярных слепков и так далее. Поскольку эти частицы обладают характерной,Микробиоморфные комплексы природных и антропогенных ландшафтов. Генезис, география, информационная роль
Основу микробиоморфологии составляет изучение микробиоморфных комплексов — ...
Воздух / На страницах этой книги нашли своё отображение освежающие бризы, разрушительные торнадо и свирепые ураганы; формы рельефа, буквально навеянные ветром; флюгеры, ветряные мельницы и ветровые энергетические установки; величественные парусные корабли и стремительные яхты; разнообразные духовые инструменВоздух
На страницах этой книги нашли своё отображение освежающие бризы, разрушительные ...
Геологическая история Кузнецкого каменноугольного бассейна / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года (издательство «Библиотека горнорабочего»).Геологическая история Кузнецкого каменноугольного бассейна
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...