Киргизия / Особенности законодательной власти
Согласно ст. 54 конституции, парламент Киргизской Республики — Жогорку Кенеш — является представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий. Он состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам. Одним из оснований для прекращения полномочий депутата является его выход или исключение из политической партии, от которой в соответствии с законом он избран, а также прекращение деятельности политической партии, от которой в соответствии с законом депутат избран (ст. 57).
Избирательное законодательство, регулирующее выборы в парламент (например, 2007 год), предусматривает наличие пятипроцентного барьера в целом по стране, а также 0,5 %-ного барьера по областям и городам республиканского значения.
Депутатам запрещается одновременно находиться на иной государственной или муниципальной службе, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
К ведению Жогорку Кенеша относятся: внесение изменений и дополнений в конституцию; принятие законов, официальное толкование принятых им законов; утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении, внесённых правительством; решение вопросов административно-территориального устройства страны; назначение выборов президента; утверждение общегосударственных программ социально-экономического развития, внесённых правительством; утверждение структуры правительства по представлению премьер-министра, выражение недоверия правительству, отдельному члену правительства; избрание и освобождение от должности по представлению президента судей конституционного суда, дача согласия на привлечение их к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; избрание и освобождение от должности по представлению президента судей верховного суда, дача согласия на привлечение их к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; дача согласия на назначение генерального прокурора, дача согласия на привлечение его к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; избрание по представлению президента председателя национального банка; избрание половины состава центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, освобождение их от должности в порядке и случаях, предусмотренных законом; избрание и освобождение от должности по представлению президента председателя счётной палаты, избрание и освобождение по представлению президента всего состава аудиторов счётной палаты; ратификация и денонсация международных договоров; введение чрезвычайного положения, утверждение или отмена указов президента по этому вопросу; выдвижение обвинения против президента, отрешение президента от должности и др. (ст. 58).
Законы и постановления Жогорку Кенеша принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, кроме особо оговорённых случаев (ст. 59).
Согласно первоначальной версии конституции, парламент состоял из двух палат: собрания народных представителей (45 депутатов избирались на основе представительства территориальных интересов и работали на сессионной основе) и законодательного собрания (60 депутатов избирались на основе представительства всего населения страны и работали на постоянной основе). В 2003 году был принят конституционный закон, устанавливающий однопалатный Жогорку Кенеш (верховный совет) в составе 75 депутатов, избираемых сроком на пять лет по одномандатным территориальным округам. Нынешняя структура парламента была определена в ходе конституционных реформ 2006 и 2007 годов.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Официальное название
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Зарождение киргизской нации и государственности
- Киргизия в составе Российской империи
- Киргизия в 1917–1920-е годы
- Киргизия после 1991 года и на рубеже XX–XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Жогорку Кенеше по итогам парламентских выборов 16 декабря 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Киргизии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Основные экспортные группы
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Киргизии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Монография написана по материалам длительных (1960–2012 годы) исследований автора на ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года ...