Киргизия / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
Согласно ст. 7, государственная власть в Киргизской Республике основывается на принципах верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой президентом, разделения на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия, а также разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особо оговаривается ответственность государственных органов и органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа.
Принцип согласованного функционирования и взаимодействия ветвей власти необходим для предотвращения конфликтов между ветвями власти, которые могут возникать из-за частичного пересечения функций и полномочий или их недостаточно исчерпывающего определения. Например, конституция наделяет правом законодательной инициативы 30 тысяч избирателей (народная инициатива), президента, депутатов парламента и правительство (ст. 64), но собственно законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий осуществляет однопалатный парламент — Жогорку Кенеш (ст. 54). Однако президент может вернуть законопроект в Жогорку Кенеш с возражениями, для преодоления которых необходимо от двух третей до трёх четвертей голосов избранных депутатов (ст. 66).
Особая роль отводится президенту, который является главой государства, высшим должностным лицом и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Киргизскую Республику внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране её суверенитета и территориальной целостности, обеспечивает единство и преемственность государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственность перед народом (ст. 42). Президент является главнокомандующим вооружёнными силами, определяет, назначает и смещает высший командный состав вооружённых сил, обеспечивает осуществление полномочий государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, внутренних дел, иностранных дел, утверждает по предложению премьер-министра положения о них; назначает и освобождает их руководителей и заместителей руководителей (ст. 46). Согласно ст. 71, правительство в своей деятельности ответственно и подотчётно и перед президентом, и перед Жогорку Кенешем. Президент вправе выступать на заседаниях правительства, ставить перед ним цели и задачи по достижению основных направлений внутренней и внешней политики государства.
При этом президент формально не относится к исполнительной ветви власти, высшим органом которой является правительство. И президент, и Жогорку Кенеш участвуют в процедурах формирования правительства и определения кандидатуры премьер-министра, а также отставки премьер-министра и правительства. Так, в случае выражения вотума недоверия правительству со стороны Жогорку Кенеша президент вправе принять решение об отставке правительства или не согласиться с его решением (ст. 71). Президент наделён полномочиями роспуска Жогорку Кенеша в оговорённых конституцией случаях. Также и Жогорку Кенеш вправе в оговорённых конституцией случаях выдвинуть обвинения против президента и отрешить его от должности.
← Назад | Разделение и взаимодействие различных ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Официальное название
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Зарождение киргизской нации и государственности
- Киргизия в составе Российской империи
- Киргизия в 1917–1920-е годы
- Киргизия после 1991 года и на рубеже XX–XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Жогорку Кенеше по итогам парламентских выборов 16 декабря 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Киргизии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Основные экспортные группы
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Киргизии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года ...
Книга посвящена исследованиям Арктики и отчасти Антарктики. Автор рассказывает ...