Киргизия / Конституционные основы, характеристика формы правления
27 октября 1990 года Верховный Совет Киргизской ССР принял постановление об образовании комиссии по выработке проекта новой конституции (действовавшая в то время конституция была принята в 1978 году). 15 мая 1991 года президиум Верховного Совета республики постановил создать рабочую группу в составе специалистов республиканской Академии наук, Министерства юстиции и других учреждений, на первом заседании которой в середине июня того же года было решено подготовить несколько вариантов проекта новой конституции (в официальных документах именовался «концепцией»). После их обсуждения в октябре группа в составе авторов разных вариантов проекта разработала единый проект, который был передан на рассмотрение Верховного Совета, постановившего вынести его на всенародное обсуждение. На основе имевшегося проекта и с учётом поступивших в ходе обсуждения предложений к 12 июня 1992 года был подготовлен проект новой конституции, который затем прошёл экспертизу группы российских юристов и был представлен на рассмотрение Конституционной комиссии во главе с президентом А. Акаевым. После внесения поправок в проект с учётом обсуждения в комиссии он был внесён на рассмотрение Верховным Советом, повторно вынесшим в декабре 1992 года, доработанный проект на всенародное обсуждение, продолжавшееся три месяца. С учётом полученных замечаний и предложений Конституционная комиссия доработала проект и вынесла его на рассмотрение двенадцатой сессии Верховного Совета, который принял новую конституцию 5 мая 1993 года.
Процесс внесения изменений и дополнений в конституцию начался в 1994 году, когда парламент был преобразован в двухпалатный и введён принцип всенародного избрания президента. Изменения и дополнения в конституцию 1996 года были приняты на референдуме и предусматривали расширение президентских полномочий. В 1998 году изменения и дополнения также вносились посредством референдума. Следующие крупные изменения и дополнения в конституцию были внесены в 2003 году (также посредством референдума). Они предусматривали замену двухпалатного парламента на однопалатный (с 2005 года), а также отказ от выборов в парламент по партийным спискам. Изменения и дополнения были внесены также в 2006 году (парламентом) и 2007 года (посредством референдума). В начале 2008 года появились сообщения, что планируется внесение новых дополнений и изменений в конституцию.
Согласно ст. 1 конституции, Киргизская республика — суверенное, унитарное, демократическое, правовое, светское, социальное государство. Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике является её народ, который осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе конституции и законов.
Согласно ст. 98, конституция, новая редакция конституции, а также закон о внесении изменений и дополнений в конституцию могут быть приняты референдумом (всенародным голосованием), назначаемым президентом с согласия большинства депутатов от общего числа депутатов парламента (Жогорку Кенеш). При проведении референдума конституция, новая редакция конституции, а также закон о внесении изменений и дополнений в конституцию считаются принятыми, если за них проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей, включённых в списки избирателей.
Оговаривается, что изменения и дополнения в конституцию могут приниматься Жогорку Кенешем по предложению президента, большинством от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей. Конституция, закон о внесении изменений и дополнений в настоящую конституцию, а также новая редакция конституции принимаются референдумом, назначаемым президентом с согласия не менее шестидесяти процентов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
Изменения и дополнения в конституцию могут быть рассмотрены с учётом заключения конституционного суда, после чего (не позднее 6 месяцев со дня поступления по нему заключения конституционного суда) принимается проект закона о внесении изменений и дополнений в конституцию. При этом текст проекта конституции, проекта закона о внесении изменений и дополнений в конституцию, а также новой редакции конституции не может быть изменён в ходе его обсуждения в Жогорку Кенеше.
Конституция, закон о внесении изменений и дополнений в конституцию, а также новая редакция конституции считаются принятыми Жогорку Кенешем, если за них проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
Непринятый законопроект может быть внесён в Жогорку Кенеш повторно не ранее чем через один год.
Конституция, закон о внесении изменений и дополнений в настоящую конституцию, а также новая редакция конституции принимаются референдумом, назначаемым президентом с согласия не менее шестидесяти процентов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Официальное название
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Зарождение киргизской нации и государственности
- Киргизия в составе Российской империи
- Киргизия в 1917–1920-е годы
- Киргизия после 1991 года и на рубеже XX–XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Жогорку Кенеше по итогам парламентских выборов 16 декабря 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Киргизии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Основные экспортные группы
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Киргизии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
Путешествие по Замбези и её притокам и открытие озёр Ширва и Ниасса (1858–1864). ...