Кувейт / НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
Права вступать в профсоюзы и образовывать их лишены только иностранные домашние работники (прислуга и так далее) и работники морского транспорта. Любой другой работник имеет право состоять только в одном профессиональном объединении. Предусмотрена возможность создания только одной федерации профсоюзов. Кувейтская Федерация Профессиональных Союзов, в настоящее время включает в себя 14 профобъединений. Профсоюзы банковских работников и работников авиационного транспорта в состав Федерации не входят. В профсоюзах состоят 60 тысяч человек, что составляет 4 % от общего числа рабочей силы (1,55 миллиона человек). Только 5 % иностранных работников являются членами профобъединений, чему, в частности, способствует ограничение, разрешающее иностранцам вступать в профсоюзы только после 5 лет проживания в стране.
В соответствии с кувейтским законодательством всякий новый профсоюз должен насчитывать не менее 100 членов, из которых как минимум 15 человек должны быть гражданами эмирата. Это препятствует формированию таких профобъединений в тех отраслях экономики, где число задействованных кувейтских граждан традиционно невелико (строительство, значительная часть частного сектора).
В 2003 году вступил в силу закон о поддержке национальной рабочей силы, предусматривающий увеличение числа граждан в частном секторе, а также принят ряд мер по повышению транспарентности и своевременности оплаты труда иностранцев. Профсоюзы получают от государства значительные субсидии на развитие своей инфраструктуры (часто составляющие до 90 % бюджета) и приравниваются к неправительственным организациям. Власти страны имеют полномочия по проверке финансовой отчётности профсоюзов. В целом отмечается, что профессиональные объединения зачастую подвергают иностранных работников определённой дискриминации по сравнению с гражданами страны.
Профсоюзы могут распускаться по решению суда или постановлению эмира за нарушения трудового законодательства или действия, угрожающие общественному порядку и морали, хотя пока роспуск ни разу не практиковался.
Право на забастовку ограничено. Все возникающие между работниками и работодателями конфликты подлежат принудительному арбитражу со стороны государственных структур, если не удаётся добиться компромисса самостоятельно. За участие в забастовках работники могут подвергнуться преследованиям в административном порядке, однако это практикуется довольно редко. Как правило, власти способствуют успешному разрешению трудовых споров.
Деловыми кругами используются для обеспечения своих интересов такие организации, как Торгово-промышленная палата Кувейта, Кувейтская промышленная федерация, Центр развития промышленного экспорта, Ассоциация кувейтских коммерческих рынков.
К проявлениям гражданского общества следует отнести практику обсуждения общественных проблем в неформальных собраниях — «диваниях», которые являются важнейшим институтом формирования «снизу» позиции тех или иных групп (в основном территориальных) по актуальным вопросам жизни страны и общества.
В целом ни общественные движения, ни профсоюзы, ни другие институты гражданского общества практически «не встроены» в политическую систему страны и какой-либо значимой роли в её развитии не играют. Существующие группы интересов и давления в Кувейте представлены не партиями, профсоюзами и так далее, что является общим местом для большинства политических систем в мире (по крайней мере, западных или заимствованных с Запада), а конкретными элитными группировками, тесно связанными с существующим политическим режимом. Различие между этими элитными группами заключается, в основном, в их позиционировании по отношению к темпам политической и экономической модернизации страны, роли межарабской солидарности и так далее.
По состоянию на 2004 год в Кувейте официально функционировали 54 неправительственные организации, включая профессиональные и научные объединения. За этот же год в стране была зарегистрирована только одна НПО — Кувейтское Общество по правам человека (порядка 500 членов), ожидавшая регистрации 12 лет и являющаяся единственной НПО, интенсивно занимающейся правозащитной проблематикой. Сотрудники Общества, в частности, представляют ежегодный отчёт о положении с правами человека в стране, издают ежеквартальный журнал, проводят периодические встречи с представителями властей. Международные правозащитные организации имеют право создавать на территории Кувейта свои представительства или направлять туда своих сотрудников с временными заданиями, причём ряд организаций сообщает о весьма продуктивном сотрудничестве с властями во время работы в Кувейте.
В стране работает значительное число иностранных и международных НПО, включая «Врачей без границ», «Армию спасения», OXFAM и др. Помимо прочего, на территории Кувейта базируются организации, занимающиеся помощью населению соседнего Ирака (Совет помощи иракским беженцам и др.).
В целом НПО Кувейта занимаются решением частных задач и не могут быть расценены как опасные конкуренты власти или её заметные критики. Весьма высокий уровень жизни в стране предопределяет невысокую заинтересованность местных структур в кардинальной перестройке существующей системы, а механизм регистрации позволяет руководству страны сковывать инициативу объединений, которые представляются ненадёжными.
← Назад | НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Кувейт в древности и средние века
- Кувейт в Новое время до установления британского контроля
- Период британского протектората
- Независимый Кувейт в 1960–1980-е годы
- Кувейт в конце XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1950–2012 годах
- Главы правительства в 1962–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических объединений в Национальном Собрании по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Кувейта в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП в 2003 году
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Вашему вниманию предлагается издание «Почвенно-географическое районирование ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года ...
Великие личности творят историю, и их имена становятся символами эпох. Книги ...