Корея, Народно-Демократическая Республика / Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
Процесс становления современных политических институтов в КНДР начался после освобождения Кореи от колониальной зависимости от Японии и образования на полуострове двух государств — КНДР и Республики Корея.
Влияние социалистической модели социально-экономического развития и организации государственного управления на процесс государственного строительства в КНДР было существенным. Внешнеполитические институты и законодательные нормы были созданы по образцу тех, что существовали в СССР и других социалистических странах. Положения конституции КНДР во многом подобны основным законам стран социалистического лагеря. Произошло добровольное заимствование опыта организации государственной власти.
При этом многие внешние формы утвердились в КНДР в силу их совмещения с уже существовавшими в политической культуре страны практиками. Политическая культура КНДР несёт в себе наследие конфуцианской политической культуры, господствовавшей в Корее на протяжении веков. Из этой культуры вышли, например, жёсткая структура и иерархия власти, приоритет интересов коллектива над интересами индивида, отсутствие плюрализма политической жизни, обожествление правителя, членов его семьи.
Помощь СССР по восстановлению разрушенной после Второй мировой войны экономики и налаживанию нормального функционирования в стране органов управления нельзя недооценивать. Однако руководство СССР не ставило своей задачей навязывание КНДР политического строя, подобного существовавшему в СССР. КНДР заимствовала, скорее, внешние формы, однако механизмы их функционирования, методы политической борьбы и социальная организация общества носили национальную специфику. С конца 1950-х годов политика СССР стала подвергаться критике в КНДР, Фактически к началу 1970-х годов идеология марксизма-ленинизма была заменена на самобытную корейскую идеологию чучхе, которая была объявлена государственной в конституции 1972 года.
В своём развитии КНДР прошла путь значительной трансформации политической и идеологической систем. Несмотря на сохранение внешних формальных признаков государства социалистического типа, политические процессы в КНДР в значительной степени определяются особенностями национальной политической культуры Кореи. Роль традиционных структур в процессе формирования современной политической системы КНДР существенна. Политические процессы и политические институты КНДР, на начальном этапе заимствовавшие социалистические формы, постепенно приобрели специфическое национальное содержание. В процессе политического развития КНДР были задействованы те элементы традиционной политической культуры, которые соответствовали интересам легитимации и поддержания стабильности существующего политического режима (например, эффективность механизма социальной мобилизации и контроля повышается за счёт опоры на традиционный институт соседских групп).
Корея относится к числу стран, находившихся под влиянием конфуцианства. Влияние китайской политической культуры на политическое развитие Кореи в средние века привело к принятию китайской модели государственного управления. В период японского колониального господства японские власти установили в Корее такой тип правления, при котором обеспечение лояльности государству было приоритетной задачей власти. После 1945 года произошло заимствование форм советской модели, которые, однако, впоследствии подвергались регулярному пересмотру и заменялись национальными элементами.
Влияние норм и ценностей конфуцианства проявляется в современных формах государственного устройства и политического процесса КНДР. Так, идея государства как одной большой семьи во главе с отцом-правителем прослеживается в современной идеологии КНДР, где Ким Ир Сен объединяет (даже после ухода из жизни) нацию. Культ личности вождя в КНДР, который стоит над законом и государством, сопоставим с культом правителя в конфуцианской системе мировоззрения, где служение императору считалось наивысшим проявлением добродетели, а государство и правитель были неотделимы.
Ориентированная на формирование сознания и воспитание граждан идеологическая система КНДР уходит корнями в конфуцианские принципы соблюдения моральных и этических норм. После образования двух корейских государств началось параллельное формирование в них своей государственности. Корейская нация, бывшая до этого единой в политическом и культурном отношениях, также стала существовать в двух разных плоскостях политического, экономического и идеологического развития. Существуют мнения, что корейцы в КНДР и РК более не являются единой нацией ввиду существенных различий, сформировавшихся в годы раскола. Можно говорить о дивергенции — размежевании корейской нации в идеологическом, культурном смысле, разноплановости экономического развития, усиливающихся языковых различий (главным образом, лексических). Национальное сознание формировалось, прежде всего, в противопоставлении себя другому корейскому государству.
← Назад | Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Правление династии Ли: Королевство Чосон (1392–1910 годы)
- Японская колонизация (1910–1945 годы)
- Раздел Кореи и Корейская война 1950–1953 годов
- Послевоенный период: КНДР в 1950–1980-х годах
- КНДР после окончания холодной войны
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты, напряжения и расколы, в том числе этнические и межкультурные
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Генеральные секретари Трудовой партии Кореи в 1948–2012 годах
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Независимость, плюрализм и реальная роль СМИ в обществе
- Положение КНДР в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение КНДР в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В монографии обобщены результаты многолетних (1958–2004 годы) гидробиологических ...
Автор, известный советский географ, сам много путешествовавший, делится в этой ...
Издание 1989 года. Сохранность хорошая. Реймонд Пристли — участник антарктической ...