Китай / Отношения с США
Не вызывает сомнений, что развитие отношений КНР и США будет во многом влиять на становление системы безопасности в АТР, Центральной Азии и нового мирового порядка в целом.
Отношения КНР с США претерпели серьёзную эволюцию. В 50–60-х годах прошлого века отношения КНР — США характеризовались враждебностью. После Корейской войны, когда фактически имели место столкновения вооружённых сил США и КНР, Вашингтон взял курс на сдерживание «китайской угрозы», используя такие инструменты, как торговое эмбарго, ограничение на перемещение людей. Также США непрерывно вели курс на создание вокруг Китая целой сети двусторонних и многосторонних механизмов в области безопасности: в 1951 году был заключён договор о коллективной обороне с Австралией, Новой Зеландией и Филиппинами; в 1953 году — с Республикой Корея (Южная Корея); в 1954 году — с Японией и Тайванем; в том же году — с Австралией, Францией, Новой Зеландией, Пакистаном, Филиппинами, Таиландом и Великобританией (Организация договора Юго-Восточной Азии — СЕАТО). Особое внимание заслуживает Тайвань, так как тайваньский вопрос был и остаётся раздражающим фактором развития американо-китайских отношений, несмотря на денонсацию договора о взаимной обороне в 1979 году Вьетнамская война, в которой КНР и США поддерживали воюющие стороны, также стала фактором ухудшения отношений.
Тем не менее наступали периоды улучшения американо-китайских отношений. Знаковым было заявление премьера Чжоу Эньлая в 1955 году о том, что Китай не хочет войны с американским народом, за чем последовал период потепления в отношениях.
В 1970-х годах произошла внешнеполитическая переориентация Китая. После введения войск СССР в Чехословакию в 1968 году и последующих приграничных столкновений с вооружёнными силами СССР в 1969 году в качестве основной угрозы Китай стал воспринимать СССР. США стали разыгрывать «китайскую карту», результатами чего стали «пинг-понговая дипломатия», визит госсекретаря США Г. Киссинджера в КНР в 1971 году, а также визит президента США Р. Никсона в 1972 году. Подписанное по результатам встречи Шанхайское коммюнике символизировало качественно новый этап развития отношений США — КНР. В 1971 году Китай был принят в члены ООН, что во многом было результатом улучшения отношений с США.
В результате принятой Китаем программы по экономической и технологической модернизации, торговые связи с Западом стали развиваться ускоренными темпами, что не могло не сказаться положительно на отношениях с США.
1 декабря 1979 года были окончательно установлены дипломатические отношения между КНР и США в полном объёме; Вашингтон признал, что правительство КНР является единственно законным, а Тайвань является неотъемлемой частью территории КНР.
В 1980-х годах отношения с США несколько охладели, что было связано с принятым Конгрессом США в 1979 году, законом об отношениях с Тайванем, предполагавшим дальнейшее поддерживание отношений с Тайбеем на неофициальном уровне. Китай требовал, чтобы США прекратили поставки вооружения Тайваню. Согласно принятому в 1982 году совместному коммюнике, Вашингтон обязался не увеличивать объёмы поставок и не поставлять наиболее современные вооружения Тайваню. Пекин в свою очередь подтвердил свой курс на мирное присоединение Тайваня.
Отношения Китая с США и другими западными странами в очередной раз пошатнулись в конце 80-х годов прошлого века, когда США ввели эмбарго на продажу военного оборудования и сократили межправительственные контакты после событий на площади Тяньаньмэнь.
В общем, несмотря на значительные трудности, отношения Китая и США развивались хоть и медленными темпами, но поступательно. К концу 1980-х годов Китай занял 16-е место среди крупнейших торговых партнёров США, а ГИТА — 3-е место для Китая. В середине 1990-х годов конгресс США присвоил Китаю статус наибольшего благоприятствования в торговле, способствуя тем самым быстрому развитию китайского экспорта.
Тем не менее, несмотря на общее конструктивное русло развития двусторонних отношений, имеются фундаментальные разногласия по таким стратегическим вопросам, как выход США из Договора по ПРО, их стремление отстроить систему НПРО и влияние этого на способность ядерного сдерживания Китая; становление нового мирового порядка и баланс сил, использование силы и так далее. Концепция безопасности КНР предполагает создание в регионе структуры отношений, альтернативной американскому лидерству, военным союзам и западному присутствию. Практически не вызывает никакого сомнения, что Пекин обеспокоен присутствием США в Центральной Азии (военная база Антитеррористической коалиции имени Ганси, расположенная в Бишкеке, находится примерно в 340 км от западной границы Китая), также его раздражает мощная система военных союзов и присутствие США в АТР, что существенно затрудняет стремление КНР по обретению лидирующей роли в регионе. Что касается США, то официальный Вашингтон, принимая во внимание растущий потенциал Китая, считает недопущение враждебного доминирования в районе Северо-Восточной и Восточной Азии долгосрочным национальным интересом.
← Назад | Отношения с США | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Первые династии Китая
- Императорский Китай
- Превращение Китая в полуколонию
- Республиканский Китай в 1912–1949 годов. Вторжение Японии. Гражданская война. Конституционное развитие
- Вторая Мировая Война
- Коммунистический Китай в 1949 году — наше время
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Председатели КНР в 1935–1982 годах
- Генеральные секретари КНР в 1956–2012 годах
- Главы государства. Председатель Центрального Народного Правительства в 1949–1954 годах
- Главы государства. Председатели в 1954–1975 годах
- Главы государства. Председатели КНР в 1983–2012 годах
- Главы государства. Премьеры Госсовета в 1949–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Особый административный район Макао (АОАР)
- Особый административный район Сянган (СОАР)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ в обществе
- Положение Китая в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с США
- Отношения с Японией
- Отношения с Индией
- Отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Китая в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1932 года ...
История каждой великой реки полна драматических эпизодов, потому что вся история ...
Страсть к приключениям — в природе человека. История подтверждает этот факт ...